Директор — Данилова Людмила Юрьевна

Телефон: 8-917-615-84-41

Сайт: http://ЦентрЛучик.рф

Ссылки: http://vk.com/LuchikHorse73,

http://ok.ru/LuchikHorse73,

http://facebook.com/LuchikHorse73

Некоммерческое партнерство «Центр иппотерапии «Лучик»

Проблемы, на решение которых направлен соответствующий механизм, и которые он должен устранить

1. Вынужденная изолированность от социума детей-инвалидов.
2. Ограниченные возможности их участия в культурно-массовых мероприятиях.
3. Необходимость патриотического воспитания «особых» детей.
4. Необходимость создания условий для участия больных детей в совместных со здоровыми детьми культурно-массовых мероприятиях в целях их социальной адаптации.

Цели/задачи

Цель проекта: создание условий для военно-патриотического воспитания и исторического просвещения детей различных социальных групп: дети-инвалиды, дети-сироты, обычные школьники.
Задачи проекта:
1. Познакомить с историко-патриотическим наследием нашей Родины.
2. Дать возможность применить на практике исторические проекта и приёмы.
3. Создать условия для активной совместной деятельности детей и подростков разных социальных групп как фактора успешной социальной адаптации детей-инвалидов.

Механизм достижения: подготовительный этап

Создание материально-технической базы для реализации проекта: оборудование исторического пространства (землянка, блиндаж, окопы, ходы сообщений, полоса препятствий и т.п.), приобретение костюмов времен ВОВ, амуниции, инвентаря (флаг, котелки, фляжки, гильзы, бинокль, планшет, портянки, сапоги и т.п., плакаты времен ВОВ), массогабаритных макетов оружия (ППШ, винтовка Мосина, Шмайсер, гранаты и т.п.), расходных материалов (бумага, карандаши, печать «Полевая почта»), разработка программы мероприятия, в ходе которой дети знакомятся с особенностями солдатского быта на войне и военными лошадиными профессиями.

Механизм достижения: основной этап

Программы проводились методом моделирования событий еженедельно в течение лета и сентября 2015 г.

Словно на машине времени, дети переносились на «поле боя» Великой Отечественной. Как и положено, молодое пополнение сначала получило обмундирование: гимнастерки, пилотки, ремни, фуражки и, конечно, портянки. С огромным удивлением дети узнали, что это такое. Под руководством Любови Тимофеевны Левиной, директора «Клуба Деловых Старух», и бравого «старшины Николаича» пробовали намотать их на ноги.
Затем, надев настоящие солдатские кирзовые сапоги, «сходили в разведку», преодолели «полосу препятствий». Наконец, добрались до «передовой». Держа в руках массогабаритные макеты исторического оружия или командирский бинокль 1936 года, надев плащ-палатку или перебирая пулеметные гильзы, дети ощутили себя участниками исторических событий.
А когда в землянке сели писать простыми карандашами письмо-треугольник, словно действительно перенеслись на 70 лет назад.

В качестве познавательного элемента программы дети знакомятся с материалами, собранными их сверстниками – учениками СОШ № 41, посвященными роли лошади в ВОВ, принимают участие в викторине.
Программы проводились для смешанной аудитории детей, отдельно для классов, групп из летних лагерей. Очень хорошо зарекомендовали себя семейные экскурсии, в которых участвовали представители разных поколений.

Механизм достижения: этап развития

На основе созданной материально-методической базы в дальнейшем можно проводить программы с детьми различных возрастов, варьируя в соответствии с ними ход мероприятий.
Имеется успешный опыт проведения такой программы со студентами медицинского колледжа.
Этим программы планируется проводить ежегодно в летний период.

Ресурсы: информационно-методические

Уровня образованного человека, знающего историю ВОВ, вполне достаточно для разработки сценария и работы с историческим материалом, который используется. Дети с огромным интересом учатся наматывать портянки, узнают об оружии и т.д.

Ресурсы: материальные

Стоимость оборудования исторического пространства определяется рыночной ценой на земляные и строительные работы, на строительные материалы. Стоимость костюмов, амуниции, инвентаря – аналогично. Многое можно получить от населения и военных организаций.
Оборудование на местности обошлось в 120 000 руб.( с материалами) , приобретение макетов оружия – около 40 000 руб.

Ресурсы: организационные и человеческие

Необходимы: люди (1-2), знающие историю ВОВ – для подготовки информационного материала. Очень хорошо здесь работают пенсионеры. Для показа оружия желателен мужчина. Ведущий, который может по ходу сориентироваться и корректировать программу в соответствии с контингентом участников с учетом возраста, заинтересованности, особенностей интеллектуального и физического состояния детей. Помощники ведущего – 2-3-чел, т.к. программа проходит одновременно на 2-3 площадках в зависимости от количества детей. Можно использовать волонтеров после небольшой подготовки – ознакомление с историческим материалом и конкретными игровыми приемами.

Результаты: немедленные

Участие в проекте позволило детям вживую прикоснуться к истории, проникнуться духом патриотизма. Они осознали, насколько трудным был военный быт, стали с большим пониманием и уважением относиться к ветеранам.
Использование приёма моделирования событий способствовало повышению эффективности обучающей и воспитательной составляющих программы.
Проведение совместных мероприятий, в которых одновременно участвуют дети-инвалиды, социально-проблемные дети и их здоровые сверстники, способствует социальной адаптации одних, повышению уровню их инклюзивности в социум и формированию чувства толерантности к ним у других.
Около 40 молодых людей – студентов Медицинского и Авиационного колледжей, Суворовского военного училища — собственными руками помогали воссоздать элементы исторической обстановки времён Великой Отечественной войны. Они также помогали проводить программы. Это позволило им не только глубже узнать историю, но и способствовало развитию их познавательных интересов и воспитанию патриотических чувств.

Результаты: что изменилось в результате реализации лучшей практики

В ходе реализации проекта была создана не имеющая аналогов в Ульяновске интерактивная площадка для проведения регулярных образовательных и патриотических мероприятий с детьми различных социальных групп.

Контроль и оценка: механизм оценки

Опросы участников — дети, их родители, учителя, воспитатели.
Степень удовлетворенности участников, их заинтересованность в дальнейшем знакомстве с темой, количество экскурсий на основе отзывов

Контроль и оценка: показатели количественные

Программа проведена 18 раз. Всего в мероприятиях приняли участие 580 детей. В том числе:
– дети-инвалиды: 45 чел.
– инвалиды детства с ментальными нарушениями в возрасте от 18 лет: 17 чел.
– дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в том числе воспитанники Социального реабилитационного центра для несовершеннолетних «Причал надежды»: 60 чел.
– участники ТОС «Новая жизнь»: 30 чел.

Контроль и оценка: показатели качественные

Участие в программах представителей поколения детей и бабушек одной семьи способствовало улучшению взаимоотношений между ними. Особенно когда старшие начинали вспоминать что-либо из своей жизни, держа в руках исторические раритеты или рассказывать о том, как они в детстве читали фронтовые письма.
Программы позволили расширить представление детей о войне, о бытовых условиях фронтовиков.

Отзывы

Благотворительный фонд помощи нуждающимся и наименее защищенным слоям населения «Садака и закят», директор Маллямов Р.Ф.:
«В июле 2015 мы привозили наших подопечных (детей в возрасте 8–12 лет) на мероприятие в центр «Лучик». Им выпала возможность окунуться в атмосферу Великой Отечественной войны, изучить строение окопов и блиндажей, подержать в руках оружие и примерить военную форму. Нынешнему поколению только по книжкам знакомо, что такое война, что, конечно, дает не полную картину. А в «Лучике» ребята довольно реалистично ощутили тяжести и испытания военных действий.
В конце импровизированного сражения им дали письма-треугольники и попросили что-нибудь написать родителям. Их письма тронули нас до глубины души, они все писали пожелания, чтобы не было больше никогда войны и «успокаивали» своих родителей, что у них на фронте все хорошо. Это показатель, насколько глубоко дети прониклись историей и поняли, что испытывали люди, жившие во времена войны.
Будем надеяться, что экскурсии и мероприятия, организуемые центром, только увеличатся как по содержательному, так и по качественному составу, и мы еще побываем в гостя у «Лучика».

«Областное государственное казённое учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Причал надежды» в г. Ульяновске, директор Дворянскова Г.П.:
«Участие наших воспитанников в проекте «Гривастые солдаты Победы» было для ребят очень интересным и полезным. Знакомясь с летописью военных лет, проигрывая элементы военных действий, дети прочувствовали, как тяжело давалась Победа. Ребята учились действовать совместно, помогая друг другу, несли ответственность за рядом идущего.
Привлекая детей к участию в таких проектах, мы воспитываем у них уважение к историческому прошлому нашей Родины, стремление стать настоящими патриотами, расширяем и углубляем знания об истории Отечества».

Описание рисков, связанных с реализацией лучшей практики

Программа очень вариативна, поэтому риски, связанные с особенностями участников, практически отсутствуют при хорошей подготовке ведущих. Риски кадров ведущих очень низки, т.к. программу может вести любой образованный человек. Главный риск – погодные условия, т.к. вся программа проводится на открытом воздухе.

Отчеты о реализации лучшей практики

http://reporter.ulvideo.ru/chuzhih_detey_ne_byvaet/5960374/ — материал на телеканале «Репортер»
http://ЦентрЛучик.рф
http://vk.com/LuchikHorse73
http://facebook.com/LuchikHorse73
http://vk.com/blago73ru
https://twitter.com/prichalnadezhdy