Адрес: 432069, г. Ульяновск, ул. Мостостроителей, д. 8, кв. 1
Телефон: +7-905-184-24-55

Электронная почта: rooulado@mail.ru
Сайт: http://обновление73.рф

Ульяновская региональная общественная организация содействия развитию дошкольного и дополнительного образования «Обновление»

Проблемы, на решение которых направлен соответствующий механизм, и которые он должен устранить

Первоначальный этап формирования патриотических чувств начинается в период дошкольного детства, когда закладывается базис личностной культуры. Привязанность к своему городу, поселку у детей начинается с познания его истории, культуры, народных традиций, с развития активной жизненной позиции. В современной образовательной практике детских садов Ульяновской области педагогические коллективы разрабатывают программы по ознакомлению детей дошкольного возраста со своим поселком, городом. Однако, к сожалению, комплексная, научно обоснованная, массово апробированная региональная программа нравственно-патриотического воспитания средствами краеведения на сегодняшний день не была разработана.
Кроме того, в условиях вариативности дошкольного образования, создания в Ульяновской области частных детских садов и центров развития ребенка возникла проблема ограниченности доступа негосударственного сектора к научно-методическим исследованиям, хотя потребность в комплексном подходе к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, а также в методическом обеспечении процесса патриотического воспитания детей и просвещения взрослого населения негосударственными дошкольными организациями имеется.

Цели/задачи

Цель: совершенствование процесса нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами краеведения в дошкольных организациях всех форм собственности.
Задачи:
— Разработка региональной программы патриотического воспитания дошкольника средствами краеведения.
— Создание Центра развития дошкольного и дополнительного образования, осуществляющего методическое сопровождение проекта.
— Проведение научно-практических семинаров в целях повышения профессиональной компетентности воспитателей, педагогов в области патриотического воспитания детей дошкольного возраста средствами краеведения.

Механизм достижения: подготовительный этап

Для внедрения данной практики (использование программы патриотического воспитания дошкольников в дошкольных организациях) необходимо внимательно изучить разработанную в рамках проекта программу, методические рекомендации к программе, обеспечить наличие методической базы в ДОО. При желании для повышения своей профессиональной компетентности педагоги могут принять участие в научно-практических семинарах, а также пройти курсы повышения квалификации по патриотическому воспитанию дошкольников.

Механизм достижения: основной этап

Созданная в результате реализации проекта программа по ознакомлению дошкольников с родным краем «Симбирские просторы» построена на аксиологическом подходе с учетом принципов культуросообразности, краеведения, деятельности, интеграции, сотрудничества.
Программа имеет модульное построение. На основе выделенных ценностей определены модули программы:
— Модуль «История и культура Симбирска».
— Модуль «Художники Симбирска».
— Модуль «Народы Поволжья».
— Модуль «Природа Ульяновского края».
Методическое обеспечение программы представлено комплексом конспектов образовательных мероприятий по реализации содержания.
Основными формами реализации содержания являются мастер-классы, экскурсии в Музей народного творчества, наблюдение, сюжетные и строительные игры, познавательные занятия, проектная деятельность, беседы, игры-путешествия, театрализованные праздники, связанные с проведением народных обрядов и фольклорных праздников для детей и родителей, экскурсии по близлежащим улицам, историческим местам родного города, села, посещение местного школьного и краеведческого музеев. Приоритетными технологиями являются: игровая, проектная, музейная.
Для успешной реализации программы «Симбирские просторы» была разработана дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для педагогов дошкольного образования и педагогов дополнительного образования.

Механизм достижения: этап развития

За время реализации проекта данная практика (новая единая комплексная программа патриотического воспитания) была апробирована и внедрена в 14 дошкольных организациях Ульяновской области. Перспектива развития — дальнейшее распространение полученного опыта, внедрение программы в образовательный процесс других дошкольных организациях Ульяновской области. Для дальнейшего развития данной практики в рамках проекта был также создан Центр развития дошкольного и дополнительного образования.

Цель создания центра: содействие совершенствованию и развитию в Ульяновской области негосударственного сектора в дошкольном и дополнительном образовании.
Задачи центра:
— разработка и внедрение инновационных управленческих и методических решений в образовании, обеспечение связи с высшими научными школами;
— трансферт педагогических технологий;
— организационно-методическое сопровождение проектов (в частности, процесса нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами краеведения).
В своей работе Центр использует следующие формы работы:
— организация и проведение семинаров, мастер-классов для сотрудников дошкольных организаций, в том числе с привлечением специалистов-консультантов;
— организация круглых столов для руководителей дошкольных организаций по различным вопросам (организационным, методическим, правовым и т.п.);
— организация и проведение культурно-массовых мероприятий; участие в выставках, форумах по вопросам развития дошкольного и дополнительного образования.

Ресурсы: информационно-методические

Для внедрения программы патриотического воспитания дошкольников в дошкольных организациях необходимо внимательно изучить разработанную в рамках проекта программу, методические рекомендации к программе. Получить данные материалы можно по запросу в Центре развития дошкольного и дополнительного образования, e-mail: уrooualdo@mail.ru.

Ресурсы: материальные

Для внедрения и реализации программы необходимо создать материальную методическую базу в дошкольной организации, однако никаких специфических методических материалов для работы по программе не предполагается, используется стандартное оснащение образовательного процесса, имеющееся в любой дошкольной организации. Для более успешной реализации данной практики предлагается воспитателям (педагогам) пройти курсы повышения квалификации для повышения профессиональной компетенции по вопросам патриотического воспитания дошкольников.

Ресурсы: организационные и человеческие

Реализовывать данную практику могут воспитатели/педагоги, имеющие образование и необходимую квалификацию в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами

Результаты: немедленные

На начальном этапе была создана и распространена среди участников апробации непосредственно программа «Симбирские просторы», методические рекомендации к ней, комплекты конспектов по программе. Создана дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для педагогов дошкольного образования и педагогов дополнительного образования. Подготовлены сценарии 3 культурно-массовых мероприятий.
В ходе внедрения практики проведено 2 научно-практических семинара (приняли участие 120 человек), 2 мастер-класса (60 чел.), три культурно-массовых мероприятия (100 человек), научно-практическая конференция (150 человек).
В апробации программы приняли участие 14 дошкольных организаций г. Ульяновска и Ульяновской области, было задействовано более 70 педагогов и более 1000 воспитанников дошкольных организаций.

Результаты: что изменилось в результате реализации лучшей практики

В результате реализации практики был отмечен рост профессиональной компетентности педагогов в области патриотического воспитания детей, развитие интереса у всех участников проекта к дальнейшему изучению малой Родины

Контроль и оценка: механизм оценки

Для оценки эффективности проекта использовались методы количественной оценки (сопоставление количественных показателей на этапе подготовки и в ходе реализации проекта). Также был проведен мониторинг качественной эффективности проекта с использованием диагностик эффективности мероприятий проекта с участием независимых экспертов.

Контроль и оценка: показатели количественные

2 научно-практических семинара — 120 человек: воспитатели, родители, руководители органов образования, учреждения дополнительного образования, учителя начальной школы.
2 мастер-класса — 60 человек: студенты, педагоги дошкольных организаций, преподаватели.
Научно-практическая конференция — 150 человек: студенты, педагоги дошкольных организаций, преподаватели университетов.
Культурно-просветительная работа (3 культурно-массовых мероприятия) — 100 человек: родители, дети, преподаватели, слушатели курсов переподготовки, администрация Заволжского района.
Апробация программы — 14 дошкольных организаций г. Ульяновска и Ульяновской области.

Контроль и оценка: показатели качественные

Результаты реализации практики:
— повышение профессиональной компетентности воспитателей муниципальных дошкольных организаций и частных детских садов, педагогов дополнительного образования в области патриотического воспитания детей;
— педагогическое просвещение родителей, а также сплочение семей при проведении культурно-просветительской работы в ДО;
— развитие профессиональной позиции студентов — будущих педагогов дошкольного образования;
— развитие интереса у всех участников проекта к дальнейшему изучению малой Родины;
— создание комплекса методических материалов по реализации задач патриотического воспитания детей средствами краеведения;
— апробация системы работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Отзывы

Отчеты о реализации лучшей практики

Подробный отчет (в том числе фото) в ближайшее время будет опубликован на сайте http://обновление73.рф в разделе «Проекты».
Другие материалы

Образовательные программы, которые имеет смысл пройти для реализации лучшей практики

Курсы повышения квалификации для воспитателей дошкольных организаций по вопросам патриотического воспитания дошкольников, организатор курсов – кафедра дополнительного образования Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова.