В Общественной палате РФ 15 сентября состоялась научно-практическая конференция по совершенствованию модели управления детско-юношеским спортом.

Ирина Винер-Усманова, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по физической культуре и популяризации здорового образа жизни, Герой Труда РФ, открывая мероприятие, напомнила, что Президент Владимир Путин назвал здоровье нации важнейшей задачей государства. Основа достижения этой цели — развитие физкультуры и спорта:

«Взрослые вырастают из детей, поэтому все дети должны заниматься физической культурой и спортом, — настаивает прославленный тренер. — Во всех регионах должны быть созданы условия для этого, во всех школах должны быть созданы спортивные секции. У нас большая страна, у нас много талантливых детей, и мы должны обеспечить поиск талантливых детей начиная со школьной скамьи. Алина Кабаева, Ирина Чащина, Юлия Барсукова — все начинали тренироваться в школах дополнительного образования в спортивных секциях, вышли на спортивную арену и добились колоссальных успехов. Спорт должен развиваться во всех организациях, работающих с детьми, независимо от ведомственной принадлежности».

Заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по обеспечению деятельности Государственного совета Российской Федерации, секретарь совета Алексей Кулаковский рассказал, что управление обратилось в субъекты РФ с предложением высказать свое мнение по развитию детско-юношеского спорта — в настоящее время из 52 регионов поступило 142 предложения. Это говорит о том, что в субъектах РФ, где ведется основная деятельность и работа, тоже не считают, что сложившаяся система не требует изменений. Все эти предложения наряду с рекомендациями, выработанными в ходе конференции, будут учтены при доработке Стратегии развития физкультуры и спорта до 2030 года.

Наталья Паршикова, заместитель руководителя секретариата заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Чернышенко, обратила внимание на то, что план концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года на 2019 год включал в себя 22 мероприятия, но насколько они исполнены, понимания пока нет: «Хотелось бы узнать официальную позицию Минспорта. Если не получилось реализовать эту концепцию, то в стратегии до 2030 года мы должны учесть недостатки, которые есть в концепции. По нашим сведениям, 19 из 22 мероприятий не выполнены — значит, либо концепция неправильная, либо механизмы органов власти недостаточно эффективны».

С докладом по совершенствованию модели управления детско-юношеским спортом выступила Ольга Двейрина, член Комиссии по спорту высших достижений и подготовки спортивного резерва Общественного совета при Минспорте России, директор информационно-аналитического центра инновационного развития НГУ имени П.Ф. Лесгафта. Она напомнила, что ключевым понятием в теории и практике спорта является интегральная подготовка, поэтому и спортсменов, и команды, и виды спорта, и детско-юношеский спорт в том числе можно рассматривать только как единую систему, а основополагающим принципом развития детско-юношеского спорта должен стать человекоцентричный подход.

Катерина Тихонова, генеральный директор компании «Иннопрактика», председатель попечительского совета Всероссийской федерации танцевального спорта и акробатического рок-н-ролла, заслуженный мастер спорта РФ, предложила организовать на базе инновационного научно-технологического центра одного из вузов научно-технологический спортивный кластер для реализации комплексного системного подхода в подготовке спортивных кадров с соблюдением всех элементов системности, в том числе тех элементов, которые должны быть предусмотрены в стратегии развития спорта на ближайшие годы.

«Это позволит объединить ответственность, возможности, ресурсы, задачи всех ответственных ведомств, представителей науки, спортивных и образовательных учреждений и других заинтересованных лиц в подготовке спортивных кадров и в целом подготовке методики, обеспечивающей решение задачи развития здоровой нации, в частности через детско-юношеский спорт», — пояснила она.

Елена Истягина-Елисеева, член Общественной палаты РФ от Ульяновской области, заместитель председателя Комиссии ОП РФ по физической культуре и популяризации здорового образа жизни, выступила с докладом о проблемах развития равных возможностей в детско-юношеском спорте:

«Дело в том, что мы успешно провели через Госдуму инициативу о наделении статусами “паралимпийский” и “сурдлимпийский” спортивных школ, работающих с особыми детьми. Это позволяет учреждениям установить 15-процентную надбавку к зарплатам своих тренеров и получить ряд других преференций, например субсидии на улучшение материально-технического обеспечения и право тренировать спортсменов высшего спортивного мастерства. Однако работу по устранению дискриминации спортивных школ нужно продолжать. Сейчас статусы “олимпийский”, “паралимпийский” и “сурдлимпийский” могут получить только учреждения, осуществляющие спортивную подготовку. Между тем у нас в стране две тысячи спортшкол и 600 адаптивных спортучреждений работают по программам дополнительного образования. Они лишаются преференций только за то, что работают не в той системе. Вообще родителю все равно, в какой ведомственной принадлежности ближайшая спортивная школа или секция. Важно, чтобы качественно учили, чтобы ребенок мог реализовать себя — а это может осуществлять как спортсмен, так физкультурник», — пояснила она.

В завершении обсуждения модели совершенствования детско-юношеского спорта заместитель министра просвещения РФ Денис Грибов заверил, что ведомство готово полноценно включиться в проработку поднятых на конференции вопросов: «Некоторые из этих вопросов десятилетиями не решались, но все вместе, я уверен, мы справимся с поставленными задачами. Готовы включиться в вопросы взаимодействия, если будет создан научно-технологический спортивный кластер, мы готовы подобрать, предложить локальные образовательные организации для апробирования системного подхода, также готовы принять непосредственное участие в гармонизации законодательства».

Подробно с докладом выступления Елены Истягиной-Елисеевой можно ознакомиться ниже.

 

Документы