18 мая Общественная палата Ульяновской области при организационной поддержке газеты «Коммерсант» провела круглый стол по вопросам борьбы с незаконным оборотом подакцизной продукции. По итогам мероприятия его участники – эксперты из Ульяновска и других регионов страны — выработали ряд предложений по предотвращению этого явления, снижению объема теневого рынка алкогольной и табачной продукции, а также защите прав добросовестных предпринимателей.

Открывая встречу, председатель Общественной палаты Александр Чепухин обозначил важность для региона темы дискуссии, поскольку бюджет Ульяновской области очень зависим от акцизов, занимающих второе место в структуре источников доходов. Напомним, доходы от акцизов на пивоваренную продукцию на 100% поступают в региональный бюджет, туда же идут 40% акцизов на крепкий алкоголь. «Сигаретные» акцизы направляются в федеральную казну. Нелегальная торговля представляет собой не только угрозу экономической безопасности России в виде непоступления налоговых и иных платежей в бюджеты государства и государственные внебюджетные фонды, но и снижает эффективность принимаемых мер по охране здоровья и способствует развитию теневого рынка изделий со всеми вытекающими последствиями: ростом организованной преступности, возрождением и криминализацией нелегальных каналов производства и сбыта, сокращением легальных рабочих мест, ухудшением работы малого и среднего бизнеса.

Во время обсуждения были представлены результаты исследований по нелегальному рынку сигарет, которые показали особенную актуальность этой проблемы для Ульяновской области. По данным аналитического агентства Kantar TNS, нелегальный оборот табачной продукции в 2018 г. вырос до 7,7% от общего объема табачного рынка в России. К тому же его резкий рост отмечается в последние два года. В прошлом году доля нелегального оборота составляла 4,6%, а в 2016 году – всего 1,1%. По результатам отраслевого исследования независимого агентства Nielsen, проведенного в конце 2017 г., среди российских городов с населением более 500 тысяч человек, Ульяновск всего за год из числа относительно благополучных попал в четверку самых проблемных городов, наряду с Ростовом-на-Дону и Омском. Ситуация же за пределами областного центра, как правило еще хуже.

«Остановить стремительный рост рынка нелегальной табачной продукции в целом по России и непосредственно в Ульяновской области – очень важная задача. Без этого невозможно обеспечить высокую наполняемость государственного бюджета налоговыми поступлениями, – отметила в своем выступлении Управляющий по корпоративным вопросам региона ООО «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» Анна Бушлякова. — Для этого необходим комплексный подход, включающий предсказуемую взвешенную налоговую политику государства в отношении отрасли, ужесточение санкций за производство и сбыт нелегальной табачной продукции, повышение эффективности правоприменительной практики. Мы надеемся, что в Комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Ульяновской области появятся планы работы по предотвращению роста теневого оборота в отношении табачной продукции, как это случилось в регионах, первыми столкнувшимися с этой проблемой».

Ее поддержала руководитель Общественного совета по проблеме подросткового курения (г. Санкт-Петербург) Анна Сорочинская, отметив, что нелегальный рынок делает сигареты визуально и экономически доступными для несовершеннолетних. Продавцы такой продукции не обращают внимания на возраст покупателя, не требуют паспорт.

Характеризуя ситуацию на пивоваренном рынке, менеджер по работе с органами государственной власти ООО «Пивоваренная компания «Балтика» Юлия Храмайкова проинформировала, что официальных данных о размере рынка незаконной продукции в России также нет. По приблизительным оценкам этот показатель составляет от 5% до 12%, а объем средств, которые ежегодно недополучают региональные бюджеты, – около 30 миллиардов рублей.

«В настоящее время в России действует Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения на период до 2020 года. К сожалению, акцент при ее реализации смещен на ограничение и ужесточение мер регулирования, в то время как ключевой посыл заключался в изменении структуры потребления в пользу слабоалкогольных напитков. Отсутствие комплексного подхода в реализации концепции, по сути, привело к уходу «в тень» ряда добросовестных пивоваров, не выдерживающих конкуренции. Уверенно могу сказать, что нормы регулирования пивоваренной отрасли в России сегодня одни из самых жестких в Европе. С 2007 по 2017 гг. ставка акциза на пиво выросла почти в 10 раз, запрещена реклама алкоголя (за небольшим исключением), введен запрет продажи в нестационарных торговых точках, ограничен объем ПЭТ-тары», — подчеркнула Юлия Храмайкова.

Далее она привела в пример Самарскую область, где, понимая, что чем жестче ограничения для легальных производителей, тем выше доля незаконного рынка, в 2017 году региональные ограничения на реализацию алкогольной продукции были возвращены к федеральным нормам. По словам Юлии Храмайковой, для Ульяновской области актуально изучить опыт соседей, ужесточить контроль за соблюдением действующих законодательных норм, поддержать разрабатываемые на федеральном уровне меры, как, например, ужесточение ответственности для продающих нелегальное пиво индивидуальных предпринимателей, формирование реестра легальных производителей пивоваренной продукции.

Ознакомившись с мнениями выступивших, Александр Чепухин, отметил необходимость проведения как на федеральном, так и на региональном уровне исследований рынка алкогольной и табачной продукции, а также оценки объема его «теневой» части. Особое внимание контролирующих органов он порекомендовал акцентировать на борьбе с нелегальными производителями и поставщиками, а лишь затем – «закручивать гайки» для добросовестных предпринимателей.

Далее слово взяли представители власти. Как подчеркнула директор Департамента пищевой, перерабатывающей промышленности, торговли и лицензирования Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Дина Москвина, обсуждаемый вопрос находится на особом контроле главы региона Сергея Морозова, который возглавляет Комиссию по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Ульяновской области. За январь-апрель 2018 г. в региональный бюджет поступило более 2 млрд. руб. от акцизов на пиво и порядка 600 млн. руб. – на крепкий алкоголь. Наша область при этом является одной из передовых в сфере введения ограничений на алкогольную продукцию. С 1 января 2019 г. могут появиться новые – запрет продажи алкоголя на первых этажах и во дворах жилых домов.

«С легальными производителями бороться гораздо проще, чем с незаконными, – они на виду, — прокомментировал председатель Правления Фонда Корпорация развития предпринимательства Ульяновской области Руслан Гайнетдинов. – Поставленные задачи в регионе должны решаться комплексно: посредством проведения рейдов и выявления нелегальных продаж, привлечения общественного внимания к проблеме, соблюдения нормативов регулирования отрасли». Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ульяновской области Екатерина Толчина, в свою очередь, поддержала мысль, что чрезмерные ограничительные меры дают обратный эффект. Гораздо более целесообразно, отметила она, предпринимать шаги по выводу бизнеса из тени, а в случае упорного нежелания легализоваться принимать к нарушителям жесткие меры вплоть до уголовной ответственности.

«Соглашусь с необходимостью выявлять в регионе нелегальные производства. Только за счет «черных» заплат областной бюджет недобирает порядка 2 миллиардов рублей. Мы теряем налог на прибыль, другие сборы, которые платит малый бизнес. Предлагаю рассмотреть возможность, сократив численность ныне действующих контролирующих органов, создать новую структуру для работы с теневыми производствами. А пока мы готовы направить в адрес Комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции и руководителя Управления ФАС по Ульяновской области Геннадия Спирчагова подготовленный участниками рынка список точек в Ульяновской области, в которых замечен нелегальный оборот табачных изделий», — заявил Александр Чепухин. Его поддержала и коллега по региональной Палате Светлана Ильина.

Еще несколько проблем и рекомендаций озвучили присутствовавшие представители бизнеса. Заместитель председателя регионального отделения «Опоры России» Энгель Хадиуллин от имени предпринимательского сообщества обратился с просьбой о введении минимальной розничной цены на сигареты по аналогии с таковой для алкогольной продукции. Менеджер региональных программ и проектов устойчивого развития компании AB InBev Efes Алексей Кузнецов, в свою очередь, обратил внимание на нецелесообразность планов ограничения объемов ПЭТ-упаковки в пивоваренной отрасли до 0,5 л.

Директор ООО «Компания «Дворцовый ряд» Сергей Малышев упомянул о важности бороться с незаконным оборотом подакцизной продукции на уровне ее дистрибуции, поскольку большая часть нелегального алкоголя и сигарет реализуется за пределами крупных городов. Заместитель директора Волжского филиала по связям с органами государственной власти и СМИ X5 Retail Group Алексей Сорокин вернулся к вопросу отмены чрезмерных ограничений в сфере реализации алкогольной продукции и возвращения к федеральным стандартам.

Представители бизнеса, власти и общественники сошлись во мнении, что необходимо выработать конкретные предложения по снижению давления на легальный бизнес и снятию излишних ограничительных мер, совершенствовать правоприменительную практику. Региональной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции по силам обеспечить высокий уровень координации между различными ведомствами, сформировать планы работы по предотвращению роста теневого оборота пива и табачных изделий.

Подводя итоги круглого стола, председатель Общественной палаты Александр Чепухин напомнил о стоящей уже несколько лет задаче по введению дифференцированной оплаты пошлины за лицензию на продажу алкоголя. «В сельской местности действительно продается значительное количество нелегального алкоголя, ведь далеко не каждый предприниматель способен заплатить за лицензию 65 тысяч рублей в год. Вопрос об установлении размера платежа для сельских магазинов в зависимости от количества проживающих в конкретном населенном пункте поднимался в прошлом году в Свердловской области, однако на федеральном уровне решение так и не принято. Еще раз напомнить о проблеме уместно в наших рекомендациях по результатам сегодняшней встречи. В документе будут отражены все предложения, озвученные участниками дискуссии», — заверил он.

Документы