Об итогах деятельности в 2014 году в сферах экономики, планирования, финансов и региональных институтов развития, а также планах на год наступивший рассказал Первый заместитель Председателя Правительства Ульяновской области Александр Смекалин в ходе выступления на расширенном заседании Совета Общественной палаты Ульяновской области.
Открывая очередное мероприятие из серии ежегодных слушаний отчетов заместителей Председателя Правительства региона перед Общественной палатой Ульяновской области, Александр Смекалин озвучил некоторые цифры статистики. Так, в инвестиционной деятельности в 2014 г. наблюдался умеренный рост. Объем инвестиций в основной капитал вновь создаваемых предприятий составил 82,2 миллиарда рублей, что на 3,2% превышает плановый показатель, при этом на инвестпроектах было создано 4943 новых рабочих места (+643 к плану). Было подписано 15 новых инвестиционных соглашений, 14 из которых официально стартовали. «Многие критикуют меня и моих коллег за то, что предоставляя государственную поддержку и налоговые льготы, региональный бюджет недополучает часть доходов. Однако это не так: из 296 реализуемых в Ульяновской области инвестиционных проектов поддержку от властей региона получают только 34: 15 приоритетных (общий объем льгот для них составил 0,46 млрд. руб.) и 20 особо значимых (льготы — 122 млн. руб.). 70% инвесторов из данной категории являются российскими, а около 50% — ульяновским компаниями. От них область уже получила порядка 2,3 млрд. руб. налоговых отчислений и 3100 дополнительных новых рабочих мест, а значит, наши затраты окупились сполна», — подчеркнул Александр Смекалин.
Он также сообщил, что по итогам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата субъектов РФ, составленного Агентством стратегических инициатив, Ульяновская область заняла второе место из 20 выбранных для исследования регионов страны. Ключевыми событиями 2014 года для отрасли стали развитие государственно-частного партнерства (ГЧП) (благодаря принятию областного закона о государственно-частном партнерстве региону удалось занять 12 место в ГЧП-рейтинге субъектов РФ, улучшив свою позицию сразу на 60 пунктов относительно 2013 г.), внедрение Стандарта деятельности по улучшению делового климата и т.д.
Самой успешной инвестплощадкой в Ульяновской области является промышленная зона «Заволжье», где на 1 рубль бюджетных вложений сегодня приходятся около 20 руб. частных инвестиций и куда продолжают заходить новые компании. Портовая особая экономическая зона получила в 2014 г. более 2 млрд. руб. из федерального центра на строительство инженерной инфраструктуры, что позволяет запустить минимум 6 новых инвестиционных проектов в течение ближайших двух лет. Год назад было подписано соглашение со швейцарской компанией «Дега АГ» о создании нового индустриального парка близ села Карлинское.
«Что касается развития малого и среднего бизнеса, сообщаю, что число субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в регионе на конец 2014 года составило 58859 (+2,24% к показателю 2013 г.), в том числе вновь зарегистрировано 7548 (+22,47%), а новых рабочих мест субъектами МСП создано 14857 (+28,8%). На поддержку бизнеса регионом было направлено почти 32 млн. руб., на микрозаймы – 200,5 млн. руб. В рейтинге инновационного развития субъектов РФ Ульяновская область заняла 10 место и стала его лидером в номинации «Научно-технический потенциал», — продолжил Александр Смекалин.
По словам докладчика, к задачам инвестиционной политики на 2015 год относятся привлечение инвестиций на уровне не менее 80 млрд. руб., создание новых рабочих мест в ходе реализации инвестпроектов, привлечение новых инвесторов, сокращение сроков и количества административных процедур для бизнеса, развитие инженерной и деловой инфраструктуры, совершенствование нормативно-правовой базы для улучшения условий ведения предпринимательской деятельности, привлечение частного капитала в проекты социальной сферы и т.д.
Поскольку Александр Смекалин курирует работу регионального Министерства финансов, в своем докладе он привел основные показатели консолидированного бюджета Ульяновской области. Его общий объем в 2014 году составил 43,186 млрд. руб. (104,1% к прошлому году). Поступлений налоговых и неналоговых доходов зафиксировано 32,24 млрд. руб. (+1,7% к 2013 г.), а расходов — 47,57 млрд. руб. Для обеспечения дальнейшей сбалансированности региональной казны планируется реализовать госпрограмму «Управление государственными финансами Ульяновской области» на 2015-2019 гг., повысить эффективность финансовых взаимоотношений с бюджетами муниципальных образований, бюджетных расходов и управления государственным долгом, продолжить осуществление программы «Открытый бюджет» и проектов по поддержке местных инициатив.
«Доходы от распоряжения и управления государственным имуществом в 2014 г. составили почти 87 млн. руб., что на 43,5% выше уровня 2013 г. и на 54,1% — планового показателя. Наиболее значимыми нововведениями в данной сфере стали внедрение института профессиональных директоров и независимых экспертов в органы управления и контроля ОАО и сокращение сроков ряда административных процедур в среднем на треть, в том числе в части предоставления разрешительной документации на землю – с 24 до 7 рабочих дней. Основными направлениями экономической политики в прошлом году были сдерживание роста цен и тарифов, развитие механизмов программно-целевого планирования, совершенствование систем оценки регулирующего воздействия, а также государственного и муниципального заказа, развитие туризма, включая крупный проект «Музей СССР», и все они будут продолжены в 2015 г.», — проинформировал Первый заместитель Председателя Правительства Ульяновской области.
Далее мероприятие перешло в формат дискуссии. Член Совета Общественной палаты Вячеслав Ярош обратил внимание на необходимость при запуске новых инвестиционных проектов обеспечить доступ к питьевой и технической воде на участках строительства, а также оборудовать очистные сооружения. Он также обратил внимание, что в связи с открытием предприятий в промзоне «Заволжье» в областном центре изменились пассажиропотоки, а работающего в Ульяновске общественного транспорта на сегодняшний день недостаточно, чтобы покрыть все потребности работающих на инвестпроектах. Согласившись с ним, Александр Смекалин сообщил, что вместе с коллегами будет искать возможность восстанавливать ранее имевшуюся инженерную инфраструктуру либо создавать новую. Докладчик рассказал о возможности запуска инвестиционного проекта в сфере транспортного обслуживания населения – одна из частных компаний предложила вывести на ульяновские маршруты 20 новых низкопольных трамваев уже этой осенью.
Сразу несколько вопросов задала председатель Комиссии ОП УО по развитию реального сектора экономики, агропромышленного комплекса и формированию благоприятного делового климата Татьяна Дейкун. «Учитывая довольно сложную ситуацию, сложившуюся в сфере кредитования предприятий, в частности, повышение процентной ставки по старым кредитам и увеличение рисков невозвратности кредитов, хотелось бы знать, взаимодействуют ли областные власти с банковским сектором с целью улучшения условий для ведения бизнеса. Кроме того, возвращаюсь к ранее рассматривавшемуся в Общественной палате вопросу об изменении порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц — с 2016 года величина налога будет определяться исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, а не инвентаризационной, как это было ранее. На заседании комиссии мы выступили с предложением к Министерству экономического развития Ульяновской области в порядке эксперимента рассчитать, насколько увеличится размер налога на имущество физлиц (после вступления в силу нового механизма расчета) в одном из сельских населенных пунктов и одном городском квартале. Была ли проведена эта работа? Третий вопрос: разработаны ли в муниципалитетах административные регламенты по оформлению документов на земельные участки», — поинтересовалась она.
Что касается взаимодействия с финансовым сектором, сообщил докладчик, по инициативе Губернатора была создана профильная рабочая группа. В конце 2014 г. основной задачей было сохранение банковской ликвидности, для чего многие банки были вынуждены привлекать финансовые ресурсы у населения, предоставляя краткосрочные кредиты с высокой процентной ставкой. Поскольку эти кредиты они теперь вынуждены обслуживать, понижение процентной ставки по кредитам для юридических лиц не предвидится, как минимум, до мая, а средства на льготное кредитование предприятий из федерального центра поступят в регион не раньше осени. Осложнения вызывает и то, что многие банки вводят лимиты кредитования. К примеру, ОАО «Россельхозбанк» выдает заемщику не более 10 млн. руб., а это весьма небольшая сумма, особенно для крупных производителей сельскохозяйственной продукции. Несмотря на сказанное выше, Александр Смекалин заверил, что он и его команда продолжать внимательно следить за ситуацией и по мере возможности содействовать ее улучшению.
На вопросы, связанные с изменением порядка налогообложения по налогу на имущество физлиц и принятием регламентов по оформлению земли ответил директор Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области Сергей Мишин. По его словам, величина налога после перехода на его расчет исходя из кадастровой стоимости жилья, рассчитана для объектов недвижимости, расположенных в Майнском районе (в среднем увеличение составит порядка 1,65%), а по областному центру эта информация пока готовится. Замедление работ связано с тем, что в предыдущих расчетах кадастровой стоимости объектов недвижимости в Ульяновской области обнаружено большое количество ошибок, и их устранение требует времени. Типовые же регламенты по оформлению документов на земельные участки разработаны, в настоящее время они проходят проверку в Прокуратуре, после чего (ориентировочно, в мае), будут утверждены администрациями муниципальных образований.
На вопрос председателя Комиссии региональной Палаты по социальной поддержке граждан, поддержке молодежных инициатив, развитию добровольчества и волонтерства Анатолия Васильева о том, соблюдаются ли на вводимых в рамках реализации инвестиционных проектов производствах условия обеспечения работникам заработной платы не ниже среднеотраслевой Александр Смекалин ответил утвердительно. «Руководители каждого из вновь создаваемых предприятий, получающих поддержку из бюджета Ульяновской области, обязаны обеспечить сотрудникам оплату труда в объеме не ниже 150% величины средней зарплаты по региону для г. Ульяновска, 130% — для г. Димитровграда и 100% — для остальных муниципалитетов», — уточнил он.
В ответ на замечание члена ОП УО Михаила Круглова, по мнению которого власти региона уделяют недостаточное внимание оказанию помощи давно работающим предприятиям, Александр Смекалин заверил, что Губернатор и Правительство в последние годы делали все возможное, чтобы способствовать их сохранению и развитию.
Комментируя вопрос доцента кафедры «Государственное и муниципальное управление» Ульяновского филиала РАНХиГС при Президенте РФ Веры Шалаевой о том, планируется ли сокращение объемов поддержки проектов, связанных с инновациями, он заверил, что финансирование разработок по федеральным программам останется прежним. На региональном же уровне, в связи с замедлением темпов развития Ульяновской области, связанным с введением против России экономических санкций, перечень реализуемых профильными ведомствами мероприятий будет пересмотрен с целью повышения эффективности расходования средств. «В сложившихся условиях особенно важное значение приобретает задача развития государственно-частного партнерства в сферах здравоохранения, образования, культуры, ЖКХ и др., для чего в регионе создается специализированный центр», — добавил Александр Смекалин.
Заключительный вопрос о том, с какой целью разработана госпрограмма «Управление государственными финансами Ульяновской области» на 2015-2019 гг., на слушаниях задала заместитель председателя региональной Общественной палаты Татьяна Сергеева. Министр финансов Ульяновской области Екатерина Буцкая рассказала, что принятие данной госпрограммы стало результатом объединения нескольких ведомственных программ, при этом объем финансирования остался прежним. «Требования Минфина России сегодня таковы, чтобы каждый рубль тратился в рамках госпрограмм. Это позволяет четко регламентировать направления расходования средств и осуществлять за ними контроль», — пояснил Министр экономического развития Олег Асмус.
В завершение заседания члены Совета ОП УО, проголосовав с целью оценки деятельности Первого заместителя Председателя Правительства Ульяновской области в 2014 году, единогласно признали результаты работы Александра Смекалина удовлетворительными.
Презентация отчета Александра Смекалина за 2014 года размещена во вложении.