Итоги встреч с руководителями исполнительных органов власти региона и действующих при них Общественных советов члены Общественной палаты Ульяновской области подвели на пленарном заседании, прошедшем 31 октября 2013 г. В ходе мероприятия также была одобрена Концепция взаимодействия ОП с Общественными советами при ИОГВ, принят перечень поручений Правительству края по итогам работы дискуссионных площадок V Гражданского форума, объявлено о начале подготовки к ежегодному конкурсу «Общественное признание», обсуждались система организации общественного контроля на территории области и другие актуальные для палаты вопросы.

Открывая заседание, председатель Общественной палаты Нина Дергунова напомнила, что в течение октября представители Совета и комиссий ОП встречались с главами региональных министерств и ведомств и профильных Общественных советов. «Развитие демократических процедур требует тесного сотрудничества между властными структурами и институтами гражданского общества. В ходе каждой из предварительных бесед говорилось о том, что активное участие экспертов из числа общественности необходимо при осуществлении ОП оценки разрабатываемых в регионе проектов законов, постановлений, госпрограмм, стратегий развития отраслей и иных социально значимых документов. Совместное обсуждение членами палаты и отраслевых ОС готовящихся к принятию нормативных правовых актов позволило бы выносить более квалифицированные заключения, а организация общими усилиями дискуссий вокруг значимых для региона вопросов позволит, с одной стороны, донести до населения точки зрения первых лиц Ульяновской области и наиболее влиятельных представителей «третьего сектора», а с другой, — подготовить общественное мнение к восприятию новых идей и проектов региональных властей», — заявила Нина Дергунова.

Председатель ОП также отметила, что между исполнительными органами власти и гражданским обществом не всегда выстраиваются партнерские отношения. Порой возникают разногласия — имеет место некоторое давление со стороны чиновников на некоммерческий сектор или негативное отношение к общественной критике.

С целью достижения взаимовыгодного сотрудничества, направленного на развитие Ульяновской области и обеспечения благосостояния ее жителей, по итогам октябрьских встреч Совет Общественной палаты разработал Концепцию взаимодействия с Общественными советами при региональных исполнительных органах власти, которая была вынесена на рассмотрение участников пленарного заседания ОП. В документе отражены принципы, на основании которых будет осуществляться совместная работа: партнерства, коллегиальности при выработке совместных решений и осуществлении экспертизы НПА, оказания качественных услуг, обеспечения прав и законных интересов жителей области, НКО и иных общественных объединений, открытости и доступности информации о своей деятельности для граждан. 

В качестве форм будущего сотрудничества в Концепции определены: предоставление протоколов заседаний ОС при поступлении в палату важных законопроектов, участие членов советов в заседаниях Общественной палаты, посвященных обсуждению НПА, а также слушаниях ежегодных отчетов о деятельности заместителей Председателя Правительства Ульяновской области перед ОП, привлечение экспертов из числа членов Общественных советов к рассмотрению проблемных вопросов на заседаниях профильных комиссий палаты и приглашение представителей комиссий ОП на заседания ОС. На базе Центра поддержки НКО при Аппарате палаты планируется организовать обучение представителей советов методикам осуществления общественного контроля и взаимодействия с органами власти. Общественные советы, в свою очередь, сформируют реестры некоммерческих организаций, с которыми они сотрудничают, с целью обеспечения для этих НКО регулярной рассылки информации о грантах, конкурсах, тренингах и иных мероприятиях, проходящих на базе ОП. Наконец, стороны взяли на себя обязательства совместно информировать население края о своей работе и деятельности общественных структур в целом через СМИ. (Полный текст Концепции размещен во вложении).

О достижениях и сложностях, которые возникают в работе Общественных советов при исполнительных органах власти, рассказал заместитель председателя ОС при Министерстве образования Ульяновской области Валерий Полетаев. «Первый состав совета при Минобре был сформирован еще в 2008 г. С тех пор основные проблемы, которые мы обсуждаем, связаны с тремя обобщенными субъектами, действующими в системе образования, — «ученик», «учитель» и «родитель». Каждый учитель заинтересован в достойной оплате труда, хорошей материально-технической базе образовательного учреждения и позитивном отношении общества к своей профессии. Понимая это, наш Общественный совет содействовал принятию ряда распоряжений регионального Правительства, направленных на повышение зарплаты педагогам. Реализована программа оснащения школ, в том числе в муниципалитетах, новым современным оборудованием. Для обеспечения учащимся равного доступа к качественному образованию совет пытается решить проблему неравномерного распределения грантовых средств городским и сельским учебным заведениям. Создание при каждом образовательном учреждении сайтов в соответствии с законом об образовании теперь позволяет родителям получать открытую и доступную информацию о каждой из школ, педагогах, учебных программах, успеваемости ребят и т.д.», — сообщил докладчик.

По словам Валерия Полетаева, каждый Общественный совет должен в определенной степени выполнять функции доктора – знать потребности тех слоев населения, интересы которого представляет, нащупывать «болевые точки», обозначать и исправлять их. Основной проблемой ОС, как он считает, пока остается несовершенство механизма их формирования, в результате чего членами советов не всегда становятся самые достойные и влиятельные общественники, имеющие активную жизненную позицию и профессиональную компетентность. «Главная задача Общественных советов, как и органов власти, — принимать такие решения, которые соответствуют потребностям общества, тогда доверие населения к ним будет только возрастать», — подытожил Валерий Полетаев.

Тему продолжила секретарь Экспертного совета при Правительстве Ульяновской области Татьяна Морозова. Она проинформировала о том, что ЭС является молодой структурой (формировался в конце 2012 г). В его состав вошли 15 представителей Общественных советов при ИОГВ и столько же членов некоммерческих организаций и самовыдвиженцев. «Если говорить о трудностях, считаю необходимым упомянуть о нашем обращении к министерствам и ведомствам с призывом сформировать перечень важнейших для них вопросов, т.е. проблемное поле, с которым мог бы работать Экспертный совет. К сожалению, из 24 существовавших на тот момент исполнительных органов власти на просьбу откликнулись всего 4: Министерство экономики и планирования, Министерство стратегического развития и инноваций, Министерство внутренней политики и Департамент физической культуры и спорта. Остальным, по-видимому, взаимодействие с нашим советом не интересно», — заявила Татьяна Морозова. Секретарь ЭС поделилась и успехами, отметив, что за 6 месяцев работы Экспертным советом подготовлены 3 качественные аналитические записки для Губернатора, посвященные проблемам градостроительной и кадровой политики в регионе, а также эффективности мер поддержки научных исследований. Готовится к выходу еще одно экспертное заключение о состоянии дел в сфере утилизации твердых и жидких бытовых отходов. В ЭС обсуждались такие значимые для региона вопросы, как перспектива строительства в Ульяновске отеля «Марриотт», на что совет дал отрицательный отзыв, оценка перспектив развития области в условиях вступления в ВТО и др.

Упоминание Нины Дергуновой о том, что за все время существования ЭС в Общественную палату от него ни разу не поступало аналитических документов к проектам готовящихся в регионе нормативных правовых актов, а несколько недель назад, решив при рассмотрении одной из областных государственных программ запросить соответствующее заключение Экспертного совета и получив его, члены ОП обнаружили, что единственные рекомендации, сформулированные советом, касались размещения проекта госпрограммы на сайте областного Правительства и вынесения документа на общественное обсуждение в палату, Татьяна Морозова прокомментировала следующим образом: «Согласно положению об ЭС, совет обязан давать на каждый готовящийся НПА заключение о том, выносить или нет его на дальнейшую публичную дискуссию, что и было сделано в конкретном упомянутом случае. Указание на недоработки в содержательной части документов или иные недостатки является прерогативой отраслевых Общественных советов. Экспертный же совет осуществляет анализ законопроектов на основании официальных запросов». Согласившись с председателем ОП в том, что данная ситуация стала результатом отсутствия взаимодействия между двумя структурами, докладчик предложила в ближайшем будущем организовать встречу, в ходе которой представители Общественной палаты и Экспертного совета смогли бы обсудить перспективы и направления сотрудничества, что было с энтузиазмом воспринято членами региональной палаты. Единогласным голосованием ОП решила одобрить Концепцию взаимодействия с Общественными советами при региональных исполнительных органах власти и направить документ на рассмотрение Губернатора Ульяновской области.

Переходя к следующему пункту повестки дня, Нина Дергунова рассказала о стартовавшей подготовке к очередному областному конкурсу «Общественное признание», который палата проводит с 2011 г., чтобы отметить заслуги организаций и отдельных граждан, внесших значимый вклад в развитие гражданского общества в регионе. «На последнем заседании Совета ОП мы вернулись к обсуждению проблем, возникших в ходе проведения конкурса в прошлом году. Важнейшими из них стали трудности при определении критериев для его участников в номинации «Просветитель года» и обнаруженная в ходе Интернет-голосования в поддержку номинантов, организованного на сайте палаты, так называемая «накрутка голосов», — пояснила председатель Общественной палаты. По итогам обсуждения решено было в этом году усложнить процедуру голосования, разбив ее на несколько этапов. На первом из них заявки, поступившие на конкурс, будут проанализированы экспертной группой на соответствие формальным требованиям. Далее на сайте палаты каждый житель края сможет отдать свой голос кандидату, которого сочтет наиболее достойным, в каждой из 7 номинаций. Итоги Интернет-голосования будут вынесены на рассмотрение и утверждение Совета ОП. Требования к участникам конкурса в номинации «Просветитель года» будут конкретизированы таким образом, чтобы лауреатом мог стать человек, просветительская деятельность которого выходит за рамки профессиональных обязанностей и является добровольной общественной активностью. Кроме того, члены Общественной палаты договорились, что о начале сбора заявок на участие в конкурсе «Общественное признание – 2013» будет объявлено 15 ноября.

В ходе пленарного заседания Нина Дергунова также проинформировала коллег о новой системе организации общественного контроля на территории региона. Она напомнила, что 17 октября 2013 г. Советом ОП обсуждался законопроект «О Палате справедливости и общественного контроля Ульяновской области», однако к общему мнению его участникам тогда прийти не удалось. Пятеро членов Совета высказались в поддержку документа, один воздержался, а двое (сама председатель палаты и ее заместитель Татьяна Сергеева) выступили против, выдвинув в качестве главного контраргумента тезис о том, что государственные чиновники, каковыми являются уполномоченные, входящие в структуру Палаты справедливости, не могут выступать в качестве основного субъекта гражданского контроля, беря на себя функции независимых общественных объединений и отдельных активистов.

«Вероятно, закон «О Палате справедливости и общественного контроля Ульяновской области» следует рассматривать как пилотный проект, а затем изучить наработанный опыт, который может быть весьма полезен для региона в связи с принятием закона «Об общественном (гражданском) контроле в Российской Федерации», которое, по имеющимся данным, произойдет уже следующей весной, и его регионального аналога. Присутствовавший на заседании Совета ОП 17 октября директор Государственно-правового департамента Правительства Ульяновской области Алексей Преображенский заверил, что, в соответствии с рассматриваемым НПА, задачей Палаты справедливости станет создание необходимых условий для обеспечения функционирования общественного контроля, что не исключает из данной системы иные субъекты, в том числе Общественную палату, и не мешает вместе работать в этом направлении», — добавила Нина Дергунова. 

Комментируя заявление руководителя Комиссии ОП по социальным вопросам Людмилы Ляшенко о том, что двойственное отношение к новому закону, которое сформировалось у нее лично, вызвано сомнениями в его будущей эффективности, руководитель Аппарата Уполномоченного по права человека в Ульяновской области Алексей Чернявский заявил о том, что система общественного контроля будет формироваться по вертикали и охватит широкие слои населения, проживающего как в областном центре, так и в муниципальных образованиях.

Руководитель комиссии Общественной палаты по вопросам бюджетной политики, жилищно-коммунального комплекса, экологии и сельского хозяйства Вячеслав Ярош, в свою очередь, поделился мнением, что в соответствии с формулировками, содержащимися в тексте документа, и заявленной целью работы ПС, законопроект следовало бы назвать «О Палате справедливости и содействия общественному контролю».

Далее заместитель Председателя Правительства – Министр внутренней политики региона Михаил Сычев представил собравшимся перечень поручений Правительству по итогам работы дискуссионных площадок V Гражданского форума Ульяновской области – 2013 «Будущее начинается сегодня!». (См. во вложении) Отметив, что при их подготовке была проделана масштабная работа, в которой принятии участие министерства — организаторы прошедших в рамках форума круглых столов, их Общественные советы, ОП и некоммерческие организации края, он пообещал представить палате отчет о ходе реализации поручений уже в конце декабря этого года.

Внимательно изучив документ, член ОП Анатолий Сторожков заметил, что в нем отражены результаты всех дискуссионных площадок Гражданского форума, кроме той, что была посвящена теме: «Жилищно-коммунальное хозяйство – под контроль государства», которая, ввиду ее социальной значимости, не может быть упущена. Согласившись с правомерностью замечания, Михаил Сычев заверил, что его сотрудники непременно затребуют материалы от Министерства строительства, ЖКХ и транспорта Ульяновской области, чтобы затем внести в перечень поручений Правительству необходимые дополнения. Согласившись с его решением, члены Общественной палаты большинством голосов утвердили предложение одобрить документ и обратиться с просьбой утвердить его к главе региона.

В завершение заседания Министр Правительства Ульяновской области Татьяна Кириллова озвучила предложение Сергея Морозова встретиться с членами Общественной палаты и руководителями отраслевых Общественных советов, попросив ОП сформулировать желаемую повестку дня данного мероприятия.

Документы