Проведение государственной политики по вопросам региональной безопасности, обеспечение законности и правопорядка, содействие в проведении мероприятий антитеррористической и антикоррупционной направленности, курирование деятельности комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, противодействие распространению наркомании и алкоголизма среди населения – все эти и многие другие вопросы находятся в ведении заместителя Председателя Правительства Ульяновской области Николая Маркина. О том, удалось ли в 2012 году добиться положительной динамики развития в указанных направлениях, и собственном видении перспектив дальнейшей работы Николай Петрович рассказал 7 февраля 2013 г. в ходе слушаний его отчета в Общественной палате региона.

   «Поскольку мой доклад довольно объемный, и все желающие смогли предварительно ознакомиться с ним на сайте ОП, я заострю внимание лишь на отдельных, наиболее значимых цифрах и фактах. Во-первых, отмечу, что по числу совершенных преступлений в расчете на 10 тысяч населения – в Ульяновской области этот показатель составляет 127,6 – наш край является самым благополучным в Поволжье (средний показатель для субъектов ПФО – 156,3). При этом беспокойство вызывает рост уличной преступности, которая сегодня составляет порядка 33% от всех совершенных в регионе правонарушений, и значительное число рецидивистов, достигающее 60%», — заявил Николай Маркин. Отдельным блоком он охарактеризовал реализуемые в области меры по борьбе с наркоманией и алкоголизмом. «С 2008 года, т.е. раньше, чем страна в целом, мы начали плотно заниматься проблемой ограничения доступности крепкого алкоголя – эта задача отдана под компетенцию Правительства региона. Борьба со злоупотреблением напитками крепостью менее 9%: пивом и слабоалкогольными коктейлями – прерогатива федеральных властей, и пока их продажи, к сожалению, продолжают расти. В рамках борьбы с наркоманией мы обязали все аптеки края отпускать кодеиносодержащие препараты исключительно по рецептам, вследствие чего в разы снизилось число употребляющих дезоморфин. С 2012 г. начато уничтожение дикорастущей конопли, и эта задача остается актуальной и в текущем году», — отметил зампред.

   Далее, по уже сложившейся традиции, участники слушаний перешли к вопросам и ответам. Первый озвучила председатель Общественной палаты Нина Дергунова: «В докладе не указано, какова эффективность реализации упомянутых Вами областных целевых программ: «Комплексные меры по профилактике правонарушений в Ульяновской области на 2011-2012 годы», «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Ульяновской области на 2012-2015 годы», «Противодействие коррупции в Ульяновской области», «Социальная реабилитация лиц, освобожденных от отбывания наказания в виде лишения свободы» на 2010-2012 годы» и др. Закладывались ли при их разработке показатели, на основании которых можно было бы рассчитать результат данных ОЦП?». В качестве комментария Николай Маркин сообщил, что, к примеру, в качестве оценочных критериев ОЦП в сфере профилактики правонарушений рассматриваются показатели, характеризующие уровень преступности, для ОЦП по противодействию наркомании таковыми являются цифры, характеризующие число вновь заболевших и умерших за год и т.д. «В целом основной задачей этих программ является не борьба с негативными явлениями, обозначенными в их названиях, а профилактическая работа, поскольку пресечение преступлений входит в сферу компетенции федеральных структур», — обозначил докладчик.

   Член ОП Алексей Клочков высказал мнение, что борьба с алкоголизмом в области ведется недостаточно эффективно. «Лично я могу назвать несколько «точек» в Заволжском районе г. Ульяновска, где постоянно собираются нетрезвые компании, в том числе и в дневное время. В сельской местности в любое время суток можно раздобыть самогон, приготовленный местными «умельцами». Не считаете ли Вы необходимым, помимо устранения подобных явлений, вернуться также к практике борьбы с тунеядством?». На это зампред пояснил, что распивать алкоголь человеку запретить нельзя – это нарушает права личности, однако употребление крепких напитков в общественных местах должно строго пресекаться. Только за минувший год на любителей появляться на улицах с бутылкой составлено около 10 тысяч административных протоколов. Значительную помощь в борьбе с самогоноварением правоохранительным органами оказывают сами граждане, и любая поступающая информация о подобных фактах тщательно проверяется сотрудниками УВД. Что же касается несения ответственности за тунеядство, эта статья давно исключена из Уголовного Кодекса. По словам Маркина, к негативным последствиям привела ликвидация в 2010 г. вытрезвителей по всей стране, из-за чего нетрезвых граждан приходится доставлять в медицинские учреждения региона, где на данные цели в 2012 г. было выделено 350 койко-мест. При этом если человек в средней степени опьянения откажется от госпитализации, сотрудники полиции опять же не имеют права осуществить ее в принудительном порядке.

   Продолжив тему, Нина Дергунова проинформировала о нескольких направленных в палату обращениях граждан, свидетельствующих о нежелании правоохранительных органов бороться с нарушениями приятого в 2011 г. регионального закона «О некоторых мерах по обеспечению покоя граждан и тишины в ночное время». К примеру, одна из жительниц дома по ул. Гончарова уже отчаялась бороться со съемщиками квартиры на верхнем этаже, которые в течение нескольких лет не дают ей спокойно спать. На это заместитель Председателя Правительства ответил, что работа по пресечению подобных противоправных действий ведется (за 2012 г. по фактам нарушения тишины и покоя граждан в ночное время было составлено более 500 протоколов), пообещав разобраться со случаями игнорирования работниками полиции поступающих от граждан заявлений.

   Член ОП Юрий Старостин поинтересовался результатами деятельности ГИБДД и основными направлениями работы по противодействию коррупции, поскольку профильные структуры также курирует Николай Маркин. «После оптимизации ГИБДД укомплектована всего на 40%, и сотрудники ведомства занимаются, в основном, регистрацией транспортных средств, около 30 тысяч из которых ежегодно ставится на учет. По статистике, в день в области совершается примерно 100 ДТП. В первую очередь сотрудники полиции прибывают на места тех, где есть погибшие и пострадавшие, поэтому водителям, попавшим в небольшие аварии, приходится подолгу ждать приезда патрульной машины. Для сокращения числа дорожно-транспортных происшествий, по-видимому, придется пересмотреть порядок сдачи экзаменов на получение водительских прав и ужесточить условия обучения в автошколах в целом», — считает зампред. На вопрос Нины Дергуновой о том, планируется ли отменить практику направления в адрес станций скорой помощи так называемых «писем счастья» — свидетельств о превышении скоростного режима, Маркин порекомендовал столкнувшимся с данной проблемой медицинским учреждениям обжаловать поступающие уведомления путем направления в ГИБДД официальных писем с объяснением обстоятельств нарушения правил дорожного движения.

   Далее докладчик вернулся ко второму вопросу Юрия Старостина. «Совместно с Уполномоченным по противодействию коррупции в Ульяновской области Александром Павловым мы реализуем ряд профилактических мероприятий. Все нормативно-правовые акты, принимаемые в регионе и отдельных муниципальных образованиях, проходят профессиональную экспертизу на коррупциогенность. При правительственных структурах со значительным финансовым оборотом: Министерствах строительства, здравоохранения, жилищно-коммунального комплекса – теперь работают помощники Уполномоченного, которые анализируют деятельность чиновников. Аналогичную работу проводит региональная Комиссия по урегулированию конфликта интересов. В 2011 г, в частности, было возбуждено более 350 уголовных дел, имеющих коррупционную составляющую. Следующий этап работы связан с принятым в конце 2012 г. законом о декларировании расходов чиновниками. Планируется, что для осуществления контроля за доходами и расходами власть имущих будет создан профильный департамент», — сообщил Николай Маркин. Продолжив тему, присутствовавший на мероприятии Александр Павлов пояснил, что приоритетными задачами в данной сфере остается обеспечение неотвратимости наказания – пока в ряде случаев его предельной мерой является отстранение чиновника-коррупционера от занимаемой должности. А получить объективную статистику о масштабе явления практически невозможно из-за отсутствия единого федерального механизма отслеживания уровня коррупции социологическими методами.

   Председатель общественной организации «Союз семей военнослужащих, погибших в Афганистане и локальных военных конфликтах» Татьяна Князевская обозначила необходимость социальной реабилитации лиц, вышедших из мест лишения свободы, отметив, что выделение материальной помощи в размере 3 тыс. рублей по линии соцзащиты – мера явно недостаточная. Кроме того, немногие из работодателей готовы принять на работу бывших заключенных. Другая «сторона медали» — низкая оплата труда сотрудников УФСИН: люди, обеспечивающие функционирование колоний, зачастую не получают даже минимальной зарплаты. Докладчик согласился с тем, что эффективность работы по профессиональной ориентации и содействию трудоустройству отбывших тюремное заключение на сегодняшний день оставляет желать лучшего, оставив, однако вопрос о повышении зарплаты персоналу колоний без внимания.

   Следующий вопрос, заданный Ниной Дергуновой, было посвящен особенностям проведения и результатам проходящего в регионе второй год подряд тестировании среди школьников на предмет обнаружения наркозависимых. «Поскольку употребление наркотиков распространено именно в молодежной среде, проведение тестирования принципиально важно, чтобы реально оценить масштаб заболевания. В прошлом году из 6000 принявших в нем участие были выявлены 22 молодых человека, употребляющих наркотики, причем 12 из них – жители г. Барыш. Кроме того, тестирование несет хороший профилактический эффект. При организации выезда в конкретную школу мы привлекаем психологов и медицинских работников, которые наглядно и доступно рассказывают молодежи о пагубных последствиях этого недуга, — отметил зампред. Он также заверил в наличии у властей региона понимания того, что наркотизация населения проводится в соответствии с программой международного преступного сообщества, которая направлена на ослабление российского государства, и делают все возможное, чтобы с этим бороться. К примеру, что на сегодняшний день Ульяновск больше не является транзитным пунктом по распространению дурманящих веществ, как это было еще несколько лет назад.

   «В Вашем отчете подробно рассказывается о деятельности Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотиками и иными ПАВ. Какое отношение этот центр, открытый при Ульяновском госуниверситете, имеет к Правительству? Оказывается ли ему какая-либо поддержка со стороны властей региона и планируется ли создание дополнительных учреждений аналогичной направленности в областном центре или сельских районах?», — в продолжение темы поинтересовалась председатель Общественной палаты. На это Николай Маркин озвучил данные, согласно которым центр, созданный при УлГУ, был открыт в соответствие с федеральной целевой программой и регулярно получает финансирование из областного бюджета. В марте 2013 г. при Ульяновской наркологической больнице будет дополнительно организовано реабилитационное отделение на 25 мест, однако в идеале для области нужен масштабный центр для реабилитации нарко- и алкоголезависимых. На сегодняшний день процент ремиссии среди таких больных невысок и составляет около 13% — это значит, что острота проблемы не снижается. Одной из причин тому — недостаток профессиональных врачей-наркологов, большую часть из которых в регионе составляют люди пожилого возраста. Договор о полготовке таких специалистов с госуниверситетом уже заключен, однако это не гарантирует изменение ситуации. Молодежь не желает идти в эту профессию из-за ее сложности и социальной неблагодарности.

   Отвечая на призыв заместителя Председателя Правительства в адрес НКО взять на себя создание частных реабилитационных центров, руководитель общественной организации «Матери против наркотиков» Вера Маркова высказалась критически: «Строительство центров требует огромных денег, и без поддержки государства реализовать такие проекты нереально. Немало учреждений уже закрылось по всей стране, и, как ни парадоксально, это не всегда плохо: еще неизвестно, какими методами осуществлялись в них процедуры, насколько квалифицированные специалисты работали с больными. Считаю, что лучшим решением вопроса стала бы организация реабилитационных центров при епархиях или церковных учреждениях». Согласившись с ее мнением, член ОП, иерей Дмитрий Субботин выступил с предложением в адрес Правительства организовать конкурс грантов для НКО, готовых разрабатывать и реализовать подобные проекты.

   В завершение дискуссии сразу трое членов Общественной палаты попросили Николая Маркина прокомментировать «наболевшие» проблемы. Руководитель комиссии ОП по вопросам защиты прав граждан, национальным и этноконфессиональным вопросам Олег Ломакин поинтересовался отношением чиновника к перспективе снижения возраста уголовной ответственности. «Существенного омоложения преступности в последние годы не отмечается, поэтому принятие данной меры я нахожу не только неэффективным, но и опасным. Перевоспитывать «трудных подростков» должны семья, преподаватели, общество в целом, а не колония», — считает зампред. 

   Алексей Клочков пожелал узнать, насколько результативна в регионе борьба с «однорукими бандитами». На этот вопрос ответил заместительначальника полиции по охране общественного порядка УМВД России поУльяновской области Владислав Инкин, который рассказал, что вследствие планомерной работы по изъятию игровых автоматов такой вид преступности «перемещается» в Интернет, где бороться с ней гораздо сложнее».

   Руководитель комиссии по вопросам молодежной и культурной политики ульяновской палаты Артур Сирачев, в свою очередь, обеспокоен низкой вовлеченностью школьников и студентов в деятельность по пропаганде здорового образа жизни. «В 2013 году масштаб работы будет значительно расширен, в частности, планируется создание молодежного волонтерского движения данной направленности» — заверила консультант по организации работы антинаркотической комиссии по Ульяновской области Елена Ходырева.

   Подводя итоги слушаний, председатель Общественной палаты Нина Дергунова поблагодарила докладчика за развернутые и компетентные ответы, отметив, что результатом мероприятия станет выработка рекомендаций в адрес Правительства Ульяновской области и лично Николая Маркина. Палата считает необходимым активнее привлекать общественность и некоммерческие организации к деятельности в рамках всех курируемых им направлений для повышения ее эффективности. По мнению членов ОП, организация грантовых конкурсов для НКО, желающих и способных помочь властям в сфере профилактики социально-значимых заболеваний и пропаганде здорового образа жизни, также может способствовать снижению остроты многих проблем, стоящих сегодня перед регионом.

Документы