Адрес: 433013, г. Димитровград Ульяновской области, ул. Дрогобычская, д. 30

Телефон: (84235)5-96-54
E-mail: pre-voi@mail.ru

Димитровградская местная общественная организация инвалидов-опорников «Преодоление» Ульяновской областной общественной организации Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество инвалидов» (ВОИ)

Проблемы, на решение которых направлен соответствующий механизм, и которые он должен устранить

Реализация практики «Я такой же, как все!» направлена на решение следующих проблем и задач:
— изолированность от общества, нежелание детей с инвалидностью общаться со здоровыми сверстниками в силу страха и недостаточной уверенности в собственных возможностях;
— преобладающая направленность семей, имеющих детей с инвалидностью, на медицинскую реабилитацию, неуверенность в будущем, в том, что дети смогут самостоятельно жить и реализовываться как личности;
— неготовность людей без инвалидности принять людей с ограниченными возможностями здоровья как равных, полноправных членов общества;
— нескоординированность деятельности различных ведомств и служб, занимающихся проблемами инвалидов.

Цели/задачи

Цель проекта — создание комплексной системы социально-психологической адаптации и интеграции в общество детей с инвалидностью и членов их семей.
Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач:
— информирование об инвалидах, их правах, проблемах;
— передача знаний и навыков, необходимых для общения с инвалидами;
— привлечение учащихся школ к участию в мероприятиях и акциях социальной направленности;
— снижение уровня детского травматизма;
— изменение мнения работников образовательной сферы о совместном обучении здоровых детей и детей с инвалидностью;
— расширение социальных связей и создание условий для построения позитивных отношений в семьях, имеющих детей с инвалидностью;
— формирование толерантного отношения к людям с инвалидностью у школьников, в педагогических коллективах школ р.п. Чердаклы, у населения района;
— развитие взаимодействия различных секторов сообщества: представители власти, общественные организации, СМИ, население.

Механизм достижения: подготовительный этап

Проведение семинара «Первый опыт» для родителей, представителей Управлений образования, Управлений Министерства здравоохранения и социального развития, педагогов по проведению занятий, направленных на профилактику травматизма и понимание инвалидности со школьниками района.

Механизм достижения: основной этап

Основной этап (с 15 сентября по 30 ноября 2015 года) включает в себя реализацию основных мероприятий проекта:
— проведение лекций в средних школах (лекционный курс состоит из 4-х занятий с каждым классом);
— организация концертной программы в школах р.п. Чердаклы, посвященной Международному дню инвалидов с участием коллектива танца на колясках «Вдохновение».
Система работы по проекту предполагала взаимодействие между государственными структурами и общественной организацией:
— ДМООИО «Преодоление» осуществляет общее руководством проектом, организует и проводит все предусмотренные проектом мероприятия;
— подразделения Администрации МО «Чердаклинский район»: управление образования, комитет по делам молодёжи — содействуют реализации проекта;
— УМЗиСР осуществляет координацию взаимодействия между ДМООИО «Преодоление» и государственными структурами.
Занятия в школах проводят специалисты ДМООИО «Преодоление» — люди с инвалидностью, прошедшие специальную подготовку. На занятиях используются интерактивные методы обучения, предполагающие взаимодействие в режиме беседы, диалог между людьми с инвалидностью и детьми. Данные методы ориентированы на более широкое взаимодействие школьников не только с ведущими лекций, но и друг с другом и на доминирование активности детей в процессе занятий. В ходе занятий применяется наглядный материал – документальные и игровые фильмы, фотографии и т.д., который позволяет детям лучше запомнить и усвоить новые понятия.
Лекционные занятия со школьниками включают в себя:
— проведение вводного занятия, на котором происходит представление о ДМООИО «Преодоление»; блиц-опрос, выявляющий представления детей о людях с инвалидностью (например: Что первое вам приходит в голову, когда вы слышите слова «инвалид» и «инвалидность»? Что вам представляется? Какие при этом ощущения? Вы встречали когда-нибудь людей с инвалидностью. Где, как часто и в каких ситуациях? Есть ли среди инвалидов знаменитые люди? Из-за чего или из-за кого люди становятся инвалидами?); мини-лекция по профилактике травматизма (что такое позвоночник, зачем его надо беречь, что происходит при травмах позвоночника, в каких ситуациях эти травмы возможны); игра «Биржа труда», направленная на изменение стереотипов по отношению к людям с инвалидностью; подведение итогов (что вы запомнили из нашей беседы, для чего нужны подобные занятия);
— курс лекций (из 4-х занятий), обучающая базовая программа которых состоит из цикла интерактивных занятий с разнообразной тематикой: физические, социальные и эмоциональные барьеры, стоящие перед инвалидами, сходства и различия между людьми, осознание и культура инвалидности, заблуждения в стереотипах по отношению к инвалидам. На лекциях используются интерактивные методы обучения, такие как игры, моделирование ситуаций, характерных для различных форм инвалидности, показ видеофильмов, конкурсы. В конце каждого занятия даётся домашнее задание, чтобы дети осмыслили полученную информацию и сделали выводы. Тематика занятий одинакова для всех возрастов учеников, но есть различия в подаче материала и в работе с ним в разных возрастных группах. Задача данных лекций – сформировать у школьников адекватное отношение к людям с инвалидностью без страха и жалости. Сегодняшние дети через несколько лет будут составлять основу общества, поэтому важно, чтобы они с раннего возраста научились понимать людей с ограниченными возможностями и жить рядом с ними.

Механизм достижения: этап развития

Анализ результатов работы по проекту, проведение конференции по итогам реализации проекта и основным его результатам.

Ресурсы: информационно-методические

Подготовка ведущих по программе «Уроки толерантности» в рамках обучающих семинаров на базе ДМООИО «Преодоление».

Ресурсы: материальные

Общая сумма расходов: 82493 руб.
Запрашиваемый размер субсидии из бюджета МО «Чердаклинский» Ульяновской области: 30721 руб.
Объём софинансирования за счёт средств из внебюджетных источников: 51772 руб.

Ресурсы: организационные и человеческие

1.Занятия в школах проводили специалисты ДМООИО «Преодоление» — люди с инвалидностью, прошедшие специальную подготовку.
2.Привлекали социальное такси.
3. Члены организации принимали участие в концертной программе.
4.Разработаны анкеты, создан видеоотчёт.

Результаты: немедленные

В числе основного немедленного результата выступает изменение отношения детей школьного возраста к людям с инвалидностью, повышение внимания к людям, нуждающимся в помощи, осознание детьми сложностей, связанных с инвалидностью.

Результаты: что изменилось в результате реализации лучшей практики

В числе отдаленных результатов можно назвать снижение частоты проявления изолированности от общества детей с инвалидностью, их нежелания общаться со здоровыми сверстниками в силу страха и недостаточной уверенности в собственных возможностях, а также снижение медицинской направленности семей, имеющих детей с инвалидностью.

Контроль и оценка: механизм оценки

Критерии оценки включают в себя качественные и количественные показатели. В рамках соглашения на получение субсидии был назначен куратор проекта, который проводил мониторинг проекта, присутствовал на мероприятиях.

Контроль и оценка: показатели количественные

Лекции в средних школах №1 и №2 р.п. Чердаклы (лекционный курс состоит из 4-х занятий с каждым классом) — 250 человек (учащиеся школ).
Семинар «Первый опыт» для родителей, представителей районного Управления образования, Департамента соцзащиты, учителей в школе №1 р.п. Чердаклы — 30 человек.
Концертная программа, посвященная Международному дню инвалидов с участием танцоров на колясках ДМООИО «Преодоление» и учащихся школ р.п. Чердаклы — 50 человек (дети с инвалидностью, педагоги, родители детей с инвалидностью, представители Управления образования, УМЗиСР).
Семинар по итогам проекта — 50 человек (дети с инвалидностью, педагоги, родители детей с инвалидностью, представители Управления образования, УМЗиСР).
Публикации в СМИ — 2 публикации.

Контроль и оценка: показатели качественные

В ходе реализации практики осуществлено:
— информирование об инвалидах, их правах, проблемах;
— передача знаний и навыков, необходимых для общения с инвалидами;
— привлечение учащихся школ к участию в мероприятиях и акциях социальной направленности;
— изменение мнения работников образовательной сферы о совместном обучении здоровых детей и детей с инвалидностью;
— расширение социальных связей и создание условий для построения позитивных отношений в семьях, имеющих детей с инвалидностью;
— формирование толерантного отношения к людям с инвалидностью у школьников, в педагогических коллективах школ р.п. Чердаклы, у населения района;
— развитие взаимодействия между различными секторами сообщества: представителями власти, общественными организациями, СМИ, населением.

Отзывы

Положительные отзывы от руководства средних школ поселка Чердаклы и детей, принимавших участие в реализации практики.
Описание рисков, связанных с реализацией лучшей практики Большие транспортные расходы, необходимость изменения учебного расписания в школах, с которыми проводится работа.

Кем и где еще используется данная лучшая практика

Похожие практики реализуются в Самарской области Общественной организацией инвалидов-колясочников «Десница».

Отчеты о реализации лучшей практики

Отчет о реализации мероприятий проекта «Я такой же, как все!».
Образовательные программы, которые имеет смысл пройти для реализации лучшей практики «Развитие коммуникативной компетентности», «Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья».