Автор проекта: Ладышкина Елена Павловна, АНО «Радуга надежды» (р.п. Павловка)

Контактная информация: ladyschkinaep@mail.ru

Сроки реализации проекта

С 11 мая по 15 декабря 2020 года

География реализации проекта

Муниципальное образование «Павловский район»

Цель проекта: способствовать социальной адаптации и реабилитации семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья; воздействовать на семьи с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного процесса. Создать условия для обеспечения равных возможностей детям-инвалидам, что должно помочь им включиться в общество и не чувствовать себя в этом обществе «другими».

Задачи проекта:

  • организовать психологическую поддержку родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • расширять сферы общения детей – инвалидов, проживающих в нашем районе с такими же детьми из других районов Ульяновской области;
  • способствовать воспитанию у здоровых детей и подростков толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями, путем вовлечения их в совместную работу.

Основные благополучатели проекта

Дети с ограниченными возможностями здоровья и их родители, дети и родители из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Какие действия реализуются, какие технологии и методики используются на основных этапах:
— проведено анкетирование родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, по вопросам участия их детей в культурно-массовых мероприятиях: в каких мероприятиях принимают участие, какова роль ребенка в мероприятиях, как чувствует себя ребенок при проведении мероприятия, какое настроение у ребенка становится после мероприятия и как ребенок взаимодействует с детьми, принимающими участие в мероприятии (как со здоровыми, так и с такими же, как он )
— для участников проекта проведен тренинг знакомства «Игра – связующая нить»;
— проведен тренинг на сплочение участников проекта «Мы одна команда»;
— педагог-психолог провел с родителями детей-инвалидов диалог-беседу «Мой особенный ребенок»
— для детей-инвалидов и детей, воспитывающихся в семьях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации проведено спортивное мероприятие «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»
— в июне ко Всемирному Дню защиты детей для детей-инвалидов и детей, воспитывающихся в семьях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации проведено музыкально-театральное представление «Ромашковое лето»
— для детей-инвалидов и детей, воспитывающихся в семьях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации проведена арт-терапия «Я рисую краск5ами» с целью выражения своих чувств красками;
— для детей-инвалидов и детей, воспитывающихся в семьях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации проведен конкурс детских сочинений – эссе «Почему я не хочу войны»;
— в июле были запланированы коммунарские сборы, но из-за эпидемиологической обстановки все мероприятия мы провели в онлайн-режиме: дети читали стихи, пели песни, рассказывали сказки и рассказы и при этом инсценируя их, участники проекта присылали фото и видео своих выступлений, а также фото и видео своих прогулок в лесу и в парке, спортивных упражнений, которые выполняли дома.
— для детей-инвалидов и детей, воспитывающихся в семьях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации проведена беседа на тему «Если мы едины, мы непобедимы» с целью сплочения детей друг с другом, показать важность дружбы и сплоченности;
— для родителей, воспитывающих детей-инвалидов, проведено занятие «Идеальный родитель», с целью развития активности родителей при участии в мероприятиях совместно со своими детьми;
— для детей-инвалидов и детей, воспитывающихся в семьях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации проведена сказкотерапия «Сказка добрая моя», с целью показать, что в одном театральном представлении могут участвовать одинаково весело и дружно и дети-инвалиды, и здоровые дети и родители детей;
— для детей-инвалидов и детей, воспитывающихся в семьях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации проведен мастер-класс «Волшебные краски», с целью показать, что если ребенок совсем не умеет или не может рисовать, то он может изобразить картинку с помощью простых приспособлений – это зубные щетки, ватные палочки, бумажные трубочки, круглые ластики на конце карандаша и т. д.;
— для родителей, воспитывающих детей-инвалидов, проведено занятие «Социальное развитие родителей, формирование навыков социальной активности»;
— для детей-инвалидов и детей, воспитывающихся в семьях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации проведен тренинг «Вкусный обед», с целью научить детей работать в группе, рекламировать свое изделие и общаться друг с другом.
При завершении реализации проекта проведен фестиваль семей «Должны смеяться дети». С помощью мобильной связи проведен блиц-опрос участников проекта: что им понравилось и что не понравилось, нужно ли в дальнейшем проводить подобные мероприятия и т. д. Для родителей проведен круглый стол «Наши достижения», а для детей проведен круглый стол «Дети детям»
— изготовлен стенд по реализации проекта;
— оформление фотоальбом

Опишите, что предшествовало тому, что вы решили включиться в решение данной проблемы, почему важно было ее решить

АНО «Радуга надежды» тесно сотрудничает с ОГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания в р. п. Павловка» на базе которого функционирует два отделения: отделение психолого-педагогической помощи семье и детям и отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными умственными и физическими возможностями. В отделение психолого-педагогической помощи семье и детям всегда много веселых, озорных и здоровых детей, которые воспитываются в семьях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, для которых проводится масса различных мероприятий, в которых дети-инвалиды не участвуют из-за стеснения самих себя, из-за того, что они часто бояться общества здоровых детей, где над ними будут смеяться или обсуждать их.
Задача данного проекта – объединить работу АНО «Радуга надежды» и двух отделений Комплексного центра и создать такие условия, чтобы дети-инвалиды не чувствовали себя «особыми» детьми, не ощущали свою «оторванность» от коллективных занятий, игр, соревнований; проводить социально-реабилитационную работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов через совместную деятельность вместе с семьями, воспитывающих здоровых детей.

Опишите, в чем заключается суть проекта, что было сделано, проведено, для кого, включая территорию, сроки проведения, алгоритм проведения

В связи с ростом в последние десятилетия числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, особую значимость приобретает проблема социальной адаптации не только ребенка, страдающего той или иной тяжелой патологией, но и семьи, в которой он воспитывается. Серьезная работа с родителями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями, направленная на решение их психологических проблем, в нашей стране уже активно разворачивается: проводятся семинары, «круглые столы», выпускаются информационные материалы. Психологи, педагоги работающие с «особыми» детьми решают многие задачи, касающиеся ребенка, и их работа не ограничивается взаимодействием с ребенком; она включает и работу с семьей.
Семья с ребёнком-инвалидом — это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными качествами всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но и большей занятостью решением проблем ребенка, (закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения), но главное — специфическим положением в семье ребёнка-инвалида, которое обусловлено его болезнью.
Главная цель социально-педагогической деятельности в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями — помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка-инвалида, способствовать ее оптимальному функционированию, несмотря на имеющиеся объективный фактор риска; воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного процесса. Иными словами, способствовать социальной адаптации и реабилитации семьи, воспитывающей ребенка-инвалида.
Актуальность темы социального проекта заключается в том, что в настоящее время постоянно увеличивается количество детей с различными физическими или психическими проблемами. Семья, ближайшее окружение ребенка с ограниченными возможностями — главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации.
Именно поэтому, помощь семье, воспитывающей ребенка-инвалида очень необходима. Эта проблема является не только собственно социально-педагогической, но и психологической.
Не смотря на то, что проблемам семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране оказывается большое влияние, у нас еще крайне слабо налажена работа по социализации таких детей в общество. Проект – Живой журнал «Тропинка в жизнь» направлен именно на «стирание» границ между детьми с ограниченными возможностями здоровья и здоровыми детьми. Мы хотим показать, что дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья могут наравне со здоровыми детьми участвовать в различных мероприятиях: творческих, спортивных, культурных и т. д. Проект направлен так же и на здоровых детей, чтобы научить их по- доброму относиться к больным, уважать их, поддерживать с ними дружеские отношения. Для этого большая часть мероприятий направлена на совместную работу педагога-психолога с детьми-инвалидами и здоровыми детьми.

Требуемые ресурсы (материальные, человеческие, информационно-методические)

— закупка оборудования для организации рабочего пространства кабинета педагога-психолога с выделением в нем всех основных функциональных зон, имеющих различную функциональную нагрузку. Это батут, сухой бассейн с шариками, мягкий пол, конструктор из мягких модулей, мягко-набивные шары, детские пуфики и диванчик, компьютер, цветной принтер, письменный стол, мягкая мебель.
— привлечение специалистов участвующих в реализации проекта (педагог-психолог, сотрудники краеведческого музея, педагоги районного дома творчества и школы искусств и т. д.)

Партнеры по реализации проекта

— ОГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания в р. п. Павлоывка», специалисты которого (педагог-психолог, педагог дополнительного образования, воспитатель) организовывали и проводили тренинги, беседы и тематические мероприятия,
-МУК «Историко-краеведческий музей муниципального образования «Павловский район» Ульяновской области», специалисты которого оказывали методическую помощь в проведении мероприятий, посвященных 75-ой годовщине в ВОВ,
— педагоги Павловского центра творчества детей и юношества проводили мастер-классы для детей по изготовлению поделок, оберегов и игрушек,
— педагоги Павловской школы искусств оказывали помощь во время проведения конкурсов рисунков,

Непосредственные результаты проекта

— 1 страница. «Игра – связующая нить» — тренинги общения и знакомства участниковы проекта. Количество участников – 12 человек из числа детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей и здоровых детей и их родителей.
Все участники познакомились друг с другом, научились выражать свои мысли и чувства в коллективе, научатся договариваться и обсуждать замысел работы.
— 2 страница. «Мой особенный ребенок» — диалог – беседа педагога-психолога с родителями детей-инвалидов. Количество участников – 11 человек из числа родителей, воспитывающих детей-инвалидов. Родители узнали основные правила общения с детьми с ограниченными возможностями здоровья, научились поддерживать своих детей в различных ситуациях.
— 3 страница. «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» — межрайонное спортивное мероприятие для семей. Количество участников – 16 человек из числа детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей и здоровых детей и их родителей. Дети с ограниченными возможностями здоровья почувствовали поддержку со стороны здоровых детей и их родителей, а здоровые дети выразили сострадания больным детям.
— 4 страница. «Почему мы не хотим войны?» — выступления участников проекта со своими сочинениями-эссе. Количество участников – 8 человек из числа детей с ограниченными возможностями здоровья и 21 ребенок, воспитывающихся в семьях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, здоровых детей и их родителей.Дети писали свои сочинения, рассказывали стихи как собственного сочинения, так и других поэтов о войне, почувствовали поддержку со стороны взрослых и детей.
— 5 страница. «Я рисую красками» — арт-терапия для детей-инвалидов. Количество участников – 9 человек из числа детей с ограниченными возможностями здоровья и 18 детей, воспитывающихся в семьях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Посредством художественной деятельности дети почувствовали комфортное эмоциональное самочувствие, что улучшало их психологическое здоровье.
— 6 страница. «Ромашковое лето» — музыкально-театральное представление ко Дню защиты детей. Количество участников – 33 человека из числа детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей и здоровых детей и их родителей. Дети с ограниченными возможностями здоровья и здоровые дети принимали участие в представлениях и проявляли свои таланты.
— 7 страница. «Мы разные, но мы вместе» — межрайонные коммунарские сборы. Количество участников – 27 человек из числа детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей и здоровых детей и их родителей. Дети с ограниченными возможностями здоровья и здоровые дети совместно со своими родителями принимали участие в различных мероприятиях, где не оставались обделенными заботой и вниманием, обрели новых друзей.
— 8 страница. «Если мы едины – мы непобедимы» — беседа педагога-психолога с детьми-инвалидами. Количество участников – 9 человек из числа детей с ограниченными возможностями здоровья и 12 детей, воспитывающихся в семьях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Дети общались друг с другом, почувствовали, что они не одни в этом мире, что есть и другие дети с похожими проблемами.
— 9 страница. «Формирование адекватного восприятия своего ребенка» — заседание родителей. Количество участников – 12 человек из числа родителей, воспитывающих детей-инвалидов. Родители узнали об основных особенностях развития своих детей.
— 10 страница. «Сказка добрая моя» — сказкотерапия для детей и их родителей. Количество участников – 12 человек (6 детей и 6 родителей). В игровой форме родители учились формам максимального раскрытия имеющихся у своих детей личностных, творческих и социальных ресурсов.
— 11 страница. «Идеальный родитель» — рефлекторное занятие для родителей, воспитывающих детей-инвалидов. Количество участников — 9 человек из числа родителей, воспитывающих детей-инвалидов. Родители научились управлять своими эмоциями в стрессовых ситуациях для налаживания благоприятного микроклимата в семье.
— 12 страница. «Волшебные краски» — мастер-класс. Количество участников – 13 человек из числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети учились выражать свои чувства через художественную деятельность, рисовали рисунки и дарили их друг другу.
— 13 страница. «Социальное развитие родителей, формирование навыков социальной активности» — просветительская деятельность. Количество участников – 11 человек из числа родителей, воспитывающих детей-инвалидов. Взрослым рассказывалось и доказывалось на примерах, что не только дети, но и они сами должны развиваться для социальной активности и конструктивности поведения.
— 14 страница. «Вкусный обед» — тренинг для детей и их родителей. Количество участников – 10 человек из числа детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей. При выполнении заданий дети чувствовали поддержку как со стороны своих родителей, так и от других детей- участников мероприятия.
— 15 страница.
-Круглый стол с родителями «Наши достижения». Количество участников – 24 человека. Родители высказывали свои мнения о реализации проекта. Родители сформировали партнерские взаимоотношения с учреждением для взаимосвязи и взаимодополнения своих знаний, обогащение опытом. Круглый стол с детьми — «Дети детям». Количество участников – 38 человек из числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети поделились своими чувствами, что им понравилось и что не понравилось во время реализации проекта, и в каких мероприятиях еще хотели бы поучаствовать.

Что изменилось в результате реализации проекта

За время реализации проекта увеличилось число семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ, активно участвующих в различных мероприятиях организации и максимально проявляющих свою активность в вопросах поддержки и развития своих детей до 103;
— детей с ограниченными возможностями здоровья преодолевали свою замкнутость, активно принимали участие в мероприятиях, забывали о своих проблемах и не стеснялись самих себя. Количество таких детей увеличилось до 37 человек;
— дети и подростки из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и участвующих в реализации проекта стали меньше негативно реагировать на «особых» детей. Количество таких детей увеличилось до 66 человек.
Риски, связанные с реализацией проекта
Опишите, с какими трудностями Вам пришлось столкнуться при реализации вашей проекта. Что ставило под угрозу процесс реализации, достижение цели и получение запланированных результатов

Трудности при реализации проекта возникли с началом пандемии связанной с распространением новой коронавирусной инфекции COVID– 19. Большинство мероприятий проходили в онлайн-режиме. Плохая скорость в сети Интернет у участников проекта не позволила в полной мере принимать участие в онлайн-мероприятиях. По этому большая часть мероприятий проводилась по мобильной связи с использованием приложения Viber.

Презентация, видеоролик о толерантности, по сказкотерапии, «Все начинается с улыбки»

Дополнительные ссылки (ссылки на видео, новости проекта, группы в социальных сетях и т.д.)

Информация о реализации проекта находится на сайте АНО «Радуга надежды» https://pavlnko.ucoz.net/

Презентация проекта «Тропинка в жизнь»

Документы