
Все, что нужно знать НКО об изменениях в сфере некоммерческого законодательства в декабре 2024 года, — в обзоре юристов «Правовой команды»:
— О штрафах за нарушения в сфере обработки ПДн
— Об учете НКО, учрежденных РФ
— О руководителе НКО
— О расходах добровольцев (волонтеров)
— О нежелательных организациях
— О национально-культурных организациях
— О государственном социальном заказе
— Об иностранных агентах
— Об обновленном портале Минюста
О штрафах за нарушения в сфере обработки ПДн
Внесенными изменениями закреплено:
- штраф за обработку персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработку персональных данных, несовместимую с целями сбора персональных данных, установлен для юридических лиц в размере от 150 000 до 300 000 рублей (вместо от 60 000 до 100 000 рублей). За повторное нарушение – от 300 000 до 500 000 рублей (вместо от 100 000 до 300 000 рублей);
- введены новые части 10 – 18, ст. 13.11 КоАП РФ, предусматривающие административную ответственность за новые виды административных правонарушений.
Введена административная ответственность за:
- ненаправление или несвоевременное направление в Роскомнадзор уведомления о намерении осуществлять обработку персональных данных (ранее это административное правонарушение охватывалось ст. 19.7 КоАП, но отныне его оно вынесено в отдельный состав административного правонарушения) – штраф для юрлиц в размере от 100 000 до 300 000 рублей;
- ненаправление или несвоевременное направление в Роскомнадзор уведомления об инциденте с персональными данными (утечке) – штраф для юрлиц в размере от 1 000 000 до 3 000 000 рублей;
- утечку персональных данных от 1 000 до 10 000 субъектов ПДн – штраф для юрлиц в размере от 3 000 000 до 5 000 000 рублей;
- утечку персональных данных от 10 000 до 100 000 субъектов ПДн штраф для юрлиц в размере от 5 000 000 до 10 000 000 рублей;
- утечку персональных данных от 100 000 субъектов ПДн – штраф для юрлиц в размере от 10 000 000 до 15 000 000 рублей;
- повторную утечку персональных данных, если оператор ранее привлекался к административной ответственности за аналогичные правонарушения – штраф для юрлиц в размере от 1 до 3% совокупного размера суммы выручки за календарный год;
- утечку специальных категорий персональных данных (касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, сведений о судимости) – штраф для юрлиц в размере от 10 000 000 до 15 000 000 рублей;
- утечку биометрических персональных данных (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность и которые используются оператором для установления личности субъекта персональных данных) – штраф для юрлиц в размере от 15 000 000 до 20 000 000 рублей;
- повторную утечку специальных категорий персональных данных или биометрических персональных данных, если оператор ранее был привлечен к административной ответственности за аналогичное правонарушение – штраф для юрлиц в размере от 1 до 3% совокупного размера суммы выручки за календарный год.
Вторым законом введена в УК РФ новую статью 272.1, предусматривающая уголовную ответственность за хищение и незаконную передачу, в т.ч. за пределы РФ компьютерной информации, содержащей персональные данные.
Об учете НКО, учрежденных РФ
Учету будут подлежать некоммерческие организации, созданные в организационно-правовой форме общественно полезного фонда, автономной некоммерческой организации, общественной организации, общественного движения, учредителем (участником) которых является Российская Федерация. Соответствующий перечень таких организаций будет вестись Минюстом России.
На стадии рассмотрения законопроекта в Государственной Думе в пояснительной записке к законопроекту было указано, что учет позволит Российской Федерации (в лице Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти) контролировать качество и полноту реализации полномочий органов власти и их представителей при управлении некоммерческими организациями.
О руководителе организации
Необходимость внесения таких законодательных изменений обусловлена противоречивой судебной практикой в толковании понятия «руководитель организации». В ряде случаев суды приходили к выводу о том, что работники, замещающие должности руководителей структурных подразделений организаций, не выполняют функций единоличного исполнительного органа организации и потому не могут быть отнесены к руководителям организаций. В других случаях суды относили к руководителям организаций не только должностных лиц, осуществляющих руководство организацией в целом, но и иных работников, которые в той или иной мере наделены управленческими полномочиями и выполняют определенные организационно-распорядительные функции.
Конституционный Суд РФ своим Постановлением от 19 декабря 2023 г. № 59-П признал абз. 8 ч. 2 ст. 59 Трудового кодекса РФ (заключение срочного трудового договора с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой он допускает различный подход к решению вопроса о возможности заключения срочного трудового договора с работником, замещающим должность руководителя структурного подразделения организации, а также о правомерности увольнения такого работника в связи с истечением срока трудового договора.
Принятыми изменениями уточнено, что именно с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером независимо от организационно-правовой формы и формы собственности организации может быть заключен срочный трудовой договор.
Законом установлен срок для приведения ранее заключенных трудовых договоров в соответствие с принятыми изменениями – до 1 марта 2025 года.
О компенсации расходов добровольцев (волонтеров)
Таким образом, теперь добровольцы (волонтеры) имеют право получать поддержку в форме:
- предоставления питания, форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, помещения во временное пользование;
- оплаты проезда до места назначения и обратно, оплаты услуг связи;
- уплаты страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера), оплаты расходов на оказание медицинских услуг, если получение медицинских услуг необходимо в соответствии с требованиями к состоянию здоровья добровольца (волонтера) при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности в соответствии с перечнем видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями, установленными законодательством Российской Федерации;
- оплаты расходов на обучение по дополнительным образовательным программам, основным программам профессионального обучения, если обучение по таким программам является обязательным условием выполнения добровольцем (волонтером) определенных видов добровольческой (волонтерской) деятельности;
- возмещения понесенных добровольцем (волонтером) расходов на приобретение указанных товаров или услуг.
Принятые изменения корреспондируют с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.09.2024 №1297 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 г. № 1425». Оплата медицинских услуг допускается, если есть требования к состоянию здоровья волонтеров по видам деятельности, определенным указанным постановлением Правительства.
Перечень иностранных и международных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации ведется Минюстом России с 2015 года и по состоянию на момент написания данного обзора в него включены 195 организаций.
Следует напомнить, что любое участие в деятельности организаций, включенных в перечень, может повлечь привлечение к административной (ст. 20.33 КоАП РФ) и уголовной (ст. 284.1 УК РФ) ответственности.
О национально-культурных организациях
Под национально-культурными организациями законопроектом предлагается понимать некоммерческие организации, созданные в формах общественных организаций, общественных движений, ассоциаций (союзов), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, общественно полезных фондов, частных учреждений и автономных некоммерческих организаций, целями которых являются сохранение и поддержка этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, укрепление единства многонационального народа (российской нации), обеспечение межнационального (межэтнического) и межрелигиозного согласия и (или) осуществляющие деятельность по обеспечению и защите национально-культурных прав граждан.
Как отмечено в пояснительной записке к законопроекту, действующее законодательство Российской Федерации четко выделяет лишь две группы объединений, особенностью которых является принадлежность граждан к определенной этнической общности – национально-культурные автономии и общины коренных малочисленных народов Российской Федерации в том числе Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. (по состоянию на 31.10.2024 зарегистрированы более 1 700 общин коренных малочисленных народов Российской Федерации и более 1 200 национально-культурных автономий). В Основах законодательства Российской Федерации о культуре упоминаются национальные культурные центры, национальные общества и землячества, но без конкретизации их гражданско-правовой природы.
Ввиду того, что характер деятельности некоммерческой организации подлежит указанию в ее наименовании., законопроектом предлагается ввести правило о включении в наименования национально-культурных организаций слов «национальный» и «культурный».
В переходных положениях законопроекта предлагается закрепить, что:
- уставы уже существующих организаций подлежат приведению в соответствие в течение 2 лет со дня вступления в силу закона;
- до приведения в соответствие уставы действуют в части не противоречащей;
- по истечение 2 лет со дня вступления закона в силу те организации, кто не приведет уставы в соответствие, подлежат ликвидации в судебном порядке по иску Минюста России.
О государственном социальном заказе
В частности, проектом устанавливается требование включать отдельные государственные (муниципальные) услуги в социальной сфере и (или) одну или несколько отраслей социальной сферы, государственные (муниципальные) услуги в которых подлежат оказанию на основании государственного (муниципального) социального заказа, включая отрасли социальной сферы, в существующие перечни государственных (муниципальных) услуг как на федеральном, так и на региональном и муниципальных уровнях.
Кроме того, проектом уточняется, что при определении исполнителей услуг, если иное не установлено федеральными законами, порядок определения устанавливается федеральными, региональными и муниципальными правовыми актами органами власти, уполномоченными в социальной сфере.
Также в соответствии с законопроектом порядок формирования государственного (муниципального) заказа будет устанавливать показатели эффективности оказания услуг организацией оказания государственных (муниципальных) услуг. Устанавливаться показатели будут на федеральном, региональном и муниципальном уровне, в зависимости от уровня социального заказа.
Одно из технических изменений, вносимых законопроектом, уточняет и корректирует возможность (в случае ее закрепления нормативным правовым актом) использования реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг, сформированных в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» в случае исполнения услуг в социальной сфере путем заключения соглашения о финансовом обеспечении (возмещении) затрат.
Основное изменение, предлагаемое законопроектом, касается исключения из закона 4 главы, которая в настоящее время устанавливает срок действия закона, перечень услуг в социальной сфере, которые могут быть исполнены по данному закону, а также указание на установление перечня субъектов, в которых распространяется действие закона. Таким образом, при принятии данного проекта и внесения изменений, закон не будет ограничен во времени и пространстве, перечень услуг будет формировать уполномоченный орган в зависимости от необходимости.
Об иностранных агентах
Также законопроектом предлагается обязать иностранного агента для получения причитающихся ему денежных средств от отчуждения недвижимого имущества и (или) транспортных средств, от сдачи их в аренду, вознаграждения и иных платежей (в том числе неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций) в связи с отчуждением или использованием исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, а также доходов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках, доходов от долевого участия в организациях (в том числе в виде дивидендов) иностранный агент обязан использовать специальный рублевый счет, открытый в уполномоченном банке, режим которого, в том числе особенности внесения на него платежей и списания с него средств, устанавливается решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, подлежащим официальному опубликованию в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Зачисление на специальный счет платежей по иным основаниям не допускается.
В случае, если специальный счет не был открыт ранее, специальный счет должен быть открыт иностранным агентом в уполномоченном банке в течение пятнадцати рабочих дней со дня заключения договора об отчуждении недвижимого имущества и (или) транспортных средств, о сдаче их в аренду, об отчуждении исключительного права либо лицензионного (сублицензионного) договора или возникновения иных оснований для получения платежей в связи с отчуждением или использованием исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, а также возникновения права на получение доходов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках, доходов от долевого участия в организациях (в том числе в виде дивидендов). В случае, если на день включения в реестр иностранный агент является стороной договора об отчуждении недвижимого имущества и (или) транспортных средств, о сдаче их в аренду, об отчуждении исключительного права либо лицензионного (сублицензионного) договора или имеет иные основания для получения таких платежей, а также имеет право на получение доходов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках, доходов от долевого участия в организациях (в том числе в виде дивидендов), специальный счет должен быть открыт иностранным агентом в течение пятнадцати рабочих дней со дня его включения в реестр.
На имя иностранного агента может быть открыт только один специальный счет.
Списание денежных средств со специального счета по обязательствам иностранного агента осуществляется в случае взыскания этих денежных средств в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и в иных случаях, установленных Правительством РФ.
В случае исключения иностранного агента из реестра специальный счет подлежит закрытию уполномоченным банком на основании заявления лица, ранее признаваемого иностранным агентом, в течение 15 календарных дней со дня получения указанного заявления. В этом случае остаток денежных средств со специального счета по заявлению лица, ранее признаваемого иностранным агентом, выдается ему или перечисляется на другой его банковский счет.
Об обновленном портале Минюста
Воспользоваться новым сервисом можно через личный кабинет НКО с помощью учетной записи организации на портале госуслуг.
Следует напомнить, что помимо ежегодной отчетности НКО, отчетности благотворительных организаций, отчетности о собранных пожертвованиях с использованием специализированных ящиков, действующие НКО обязаны до 1 апреля 2025 года разместить на портале Минюста России актуальную редакцию своего устава (Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 05.06.2024 № 180 «Об утверждении Порядка и сроков размещения некоммерческими организациями (за исключением политических партий) устава на информационном ресурсе Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (вступает в силу с 1 января 2025 года).
В случае внесения изменений в свой устав некоммерческие организации в течение 30 календарных дней со дня государственной регистрации таких изменений размещают актуальную редакцию своего устава на информационном ресурсе.
Неисполнение данной обязанности создает для НКО риск привлечения к административной ответственности.