В подмосковном доме для детей «Родничок» завершил свою работу адаптационный лагерь «ПИРС» для выпускников Быковского детского дома. Первоначально название проекта – аббревиатура  «ПИРС» – обозначало четыре важных слова в работе с сиротами: Психология, Искусство, Результат, Сотворчество. Молодые же участники лагеря придумали свою расшифровку — Профессиональный инструктаж ребят-сирот, и она также отражает суть проекта.

   Цель поездки – за короткий период (3 дня) «встряхнуть»  будущих выпускников, дать им новые знания и навыки, разбудить внутренние ресурсы, которые так нужны в повседневной жизни самостоятельного человека. Вырвав на время смены детей из среды детского дома и поместив в совершенно незнакомую, с новыми людьми и без обслуживающего персонала, специалисты проводили важные тренинги и мастер-классы, скучные лекции разбавлялись веселыми играми, групповые занятия – индивидуальными беседами и консультациями. 

   Весьма непросто уместить в три дня «наболевшие» темы и осветить всю проблематику, над которой должны работать годами, но организаторы смены попытались это сделать. Все началось с составления идеальной картины будущей жизни: что в ней должно быть, как добиться успеха в той или иной сфере. Выяснилось, что с постановкой адекватных жизненных целей у молодых людей большие проблемы. Они смотрят на жизнь очень узко, не пытаясь планировать будущее, высказывать свои желания и думать над способами их исполнения. В их картине мира уже почти все есть, и стремиться как будто особо некуда. Специалисты попытались изменить это представление, простимулировать выпускников посмотреть на жизнь и свои возможности иначе, оценить шансы и нарисовать иной путь в жизни. Получилось пока это сделать далеко не у всех, хотя потенциал есть почти у каждого.

   Вместе составляли гардероб на каждый день, бюджет на месяц, виртуально обустраивали жилье, писали резюме, ходили на собеседования и встречи с чиновниками. Виктор Петроченко, постоянный участник проектов, рассказал о «подводных камнях»  при устройстве на работу, официальном оформлении, взаимодействии с руководством. Игорь Осипов, один из руководителей компании CocaCola, проинформировал о возможностях карьерного роста: как  можно дойти от водителя до топ-менеджера крупной международной компании, не забывая при этом о семье и увлечениях. 

   Юридические вопросы рассматривались особо тщательно и долго, так как их у ребят накопилось немало, а правовая грамотность оставляет желать лучшего. Подробно рассматривались права детей-сирот, большое внимание было уделено федеральному закону 159 ФЗ. Юрист фонда  «Дари добро» и проекта  «Успешные сироты» Александр Мишалов выяснял, какой информацией о собственном жилье и возможностях его получения владеют Быковские выпускники. Как оказалось, большинство не имеют представления о том, на что они могут претендовать после выпуска и что для этого необходимо сделать. Надежда на директоров и соцпедагогов гораздо больше веры в свои силы. 

   Подготовка командных номеров, спортивные и игры и, конечно, веревочный курс были направлены на получение навыков командной работы, выработки общей стратегии действий, умения договориться и решать конфликты. Это оказалось не просто. Явные и скрытые лидеры «вытягивали»  команду, некоторые участники наоборот вносили раздор, не давая получить нужный результат. 

   О своем пути после детского дома рассказала выпускница Екатерина Зорина, которая за пять лет самостоятельной жизни смогла преодолеть немало трудностей и добиться хороших результатов в учебе, работе и личной жизни.  Многих девочек вдохновил пример Кати, у них возникло желание последовать ее советам.

   Александр Гезалов обсудил с участниками очень тонкую тему — взаимоотношения с родственниками и родными, так как у многих они есть, и после выпуска с ними придется, скорее всего, увидеться. Анна Гезалова в игровой форме поговорила с ребятами и взрослыми о семье и детях. На протяжении смены у каждого была возможность попрактиковаться в обращении с маленькими детьми благодаря присутствию на смене Аграфены, Тихона и Феди Гезаловых (2 месяца, 2 года и 4 года, соответственно). Участники лагеря помогали ухаживать и следить за детьми, кормить и укладывать спать. 

   Вечерние игры в «Мафию» полюбились всем. Это не просто развлечение. Во время игр ребята учились общаться, аргументировать свое мнение, отстаивать ту или иную позицию, быть внимательнее к окружающим.

   Кроме того, у ребят была возможность попрактиковаться в приготовлении ужина: шашлыка с овощами, от выбора продуктов до маринования мяса, разведения костра, подготовки углей.
   Насыщенность трехдневной программы поначалу шокировала ребят: ранний подъем, зарядка, интеллектуальные и физические занятия, уборка комнат, дежурство в столовой. На второй день уже чувствовался небольшой упадок сил, эмоциональный спад. Но к концу смены непривычный темп стал для ребят нормальным. И уже сейчас, после окончания смены, многие пишут, что скучают, что не хватает динамики. Но ждать насыщенной жизни им осталось недолго – после выпуска сидеть спокойно и ничего не делать уже не получится. Как смогут они использовать получееные в лагере знания и свои возможности для будущего, покажет время.

   Если вы хотите провести подобный лагерь для выпускников в своем регионе, пока еще можно заказать специализированную смену, связавшись с руководителем проекта Викторией Ефремовой по телефону +7-960-3-727-728 или по электронной почте vika.s.efremova@gmail.com