37 педагогов Ульяновской области прошли практический курс повышения квалификации, в ходе которого сформировали и включили в работу в школах комплексные планы адаптации детей с РАС.
Благодаря этой работе ульяновские школы получили подготовленных педагогов с новыми, узкопрофессиональными навыками по адаптации особенных детей к условиям обучения в обычной школе.
Проект «1+1: Интеграция инклюзивного образования для детей с РАС (расстройства аутистического спектра), проживающих в Ульяновской области» в течение девяти месяцев реализовывала АНО «Центр коррекционной и семейной психологии» в партнерстве с Министерством просвещения и воспитания Ульяновской области. Инициатива призвана способствовать решению конфликта между правом ребенка с РАС на инклюзивное обучение, отсутствием у педагогов практических навыков работы с детьми с РАС и нежеланием родителей остальных детей инклюзии в образовании.
В Центре коррекционной и семейной психологии отмечают, что РАС – это не заболевание, а комплекс расстройств развития нервной системы, где дефект затрагивает сенсорную систему, отвечающую за восприятие внешних стимулов, что затрудняет процесс адаптации такого ребенка к любой новой ситуации. При этом у большинства детей с аутизмом сохранен интеллект, хорошая механическая память, нормальное зрительное восприятие, что позволяет им успешно усваивать учебный материал.
Между тем, родители детей с РАС, пытаясь устроить ребенка в школу, сталкиваются с тем, что школа для них не адаптирована. Ребенок с РАС нуждается в определенных условиях, и только если эти особенности будут учтены и создана адаптивная среда, он сможет нормально в ней развиваться.
«Ребенок с РАС, и это доказано научно, намного быстрее социализируется и адаптируется, если погружается в нормотипичную среду, потому что он копирует поведение остальных и за счет этого может выстраивать свое поведение. Поэтому когда ребенок попадает в среду нормотипичных одноклассников, шансы на то, что он со временем станет, пусть и с особенностью, но полноценным членом общества и будет самостоятельно выстраивать свою жизнь, намного выше. Важно, чтобы именно в период окончания детского сада и начала школы он смог попасть в адаптированную для него нормотипичную среду», — рассказала АСИ руководитель АНО «Центр коррекционной и семейной психологии» Анна Муромская.
Педагог же не имеет ресурсов, чтобы обеспечить ребенку такие условия. Он может пройти повышение квалификации по этому вопросу, но обычно такое обучение теоретическое. В итоге учитель не знает, как быть с таким ребенком, как выстроить взаимодействие с одноклассниками, как ему помочь, как совместить свою программу с его особенностями. Кроме того, есть опасения, что ребенок с РАС в силу своих особенностей может нарушить учебный процесс одноклассников.
«Также есть родители, которые подвержены общественному мнению, которое в своей массе против того, чтобы такие дети учились с нормотипичными детьми. То есть нужно обучать педагогов и вести просветительскую работу с родителями о том, что такой ребенок вполне может учиться в обычной школе. Мы дали практические навыки педагогам, инструменты работы с детьми с РАС, научили составлять индивидуальный план для конкретного ребенка с РАС, с которым каждый педагог работал в ходе проекта», — сообщила Муромская.
Важно, что у всех педагогов была возможность скорректировать эти планы в супервизионных группах под руководством специалиста. По словам Муромской, слушатели курса были очень активны, с удовольствием включились в эту работу и обменивались методиками, что говорит о том, что материал действительно нужный.
Кроме того, специалисты проекта участвовали в родительских собраниях в школах, где распространяли буклеты о том, что такое аутизм, вели диалог с родителями нормотипичных детей о том, почему они боятся таких детей, можно ли с этим справиться, может ли ребенок с РАС стать другом для их ребенка. Муромская отметила, что у родителей было много вопросов по этому поводу, многие узнали, что аутизм — это не приговор, людей с РАС не стоит бояться. Она выразила надежду, что прошедшие встречи могут стать импульсом для того, чтобы эта информация стала распространяться, и дети с РАС получили возможность учиться в обычных школах.
По данным Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области, в регионе зарегистрировано 387 детей с РАС. 281 ребенок с РАС обучается в 80 образовательных организациях (информация министерства просвещения и воспитания области).
Источник: АСИ