Организаторы «третьих мест» из России, Белоруссии и Германии бесплатно обучают, как инициировать создание таких пространств.

«Третье место» — часть городского пространства, которая не связана с домом («первое место») или с работой («второе место»). Оно предназначено для свободного и творческого взаимодействия людей. Концепция «третьего места» впервые была изложена в книге американского социолога Рэя Ольденбурга «Третье место».

Онлайн-академия «Третьи места – природа, культура и встречи на местном уровне» – совместный проект Регионального информационно-ресурсного фонда (Ульяновск), организации Soulgardenberlin (Берлин), Мастерской социальных инноваций (Минск), развлекательного центра для взрослых и детей «Экожизнь» (Минск).

Участники онлайн-академии пройдут пять тренингов. Они изучат потребности местного сообщества, обучатся организации деятельности «третьего места», фандрайзингу, формированию команды и разработают свои концепции «третьего места».

В основе всех семинаров лежит устойчивое развитие «третьих мест», которые играют важную роль в развитии местного сообщества и укреплении соседских отношений.

«Наша цель – популяризировать опыт, который есть у России, Германии и Белоруссии в развитии «третьих мест», креативных пространств, вокруг которых люди могут объединяться, делать что-то на равных. Мы хотим поделиться своим опытом, чтобы люди, которые мечтают о создании такого места или уже занимаются таким проектом, увидели другой опыт и могли его перенять», — рассказала АСИ директор Регионального информационно-ресурсного фонда Надежда Дерябина.

По ее словам, устоявшиеся культурные форматы не всегда отвечают запросам молодежи, подростков и детей, которым хочется больше креатива, общения, самовыражения, неформальных подходов. То есть молодежи интересно самим что-то делать, а не только потреблять: например, не просто прийти на концерт, чтобы посидеть, а самим его организовать, провести мастер-класс или батл. «Третьи места» как раз и позволяют людям самовыражаться, быть организаторами в культурных направлениях, в креативной экономике.

В Ульяновской области действуют восемь креативных пространств – шесть в муниципальных образованиях, два в городах Ульяновске и Димитровграде. В Белоруссии «третьи места» развиваются в малых городах и поселках, часто связаны с семейным досугом и соседскими отношениями.

В Германии это направление развивается давно – там пространства организованы в виде садов на территории Берлина: жители их благоустраивают, сажают зелень, овощи, ухаживают за ними, проводят творческие и спортивные мероприятия.

В период пандемии это стало особенно популярным, многие стали к ним обращаться, чтобы провести свои мероприятия на свежем воздухе.

«Мы хотим, чтобы участники к концу обучения могли сформировать профиль своего «третьего места», чтобы у них были наработки, с чего им начать, своего рода чек-лист, что им сделать, куда обратиться, найти финансирование, то есть сформировать образ этого места. Мы готовы в этом им всячески помогать: так, у них будет возможность получить индивидуальные консультации», — отметила Дерябина.

Заключительный форум онлайн-академии состоится 13 ноября.