На этой неделе в двух детских домах Ульяновска («Дом детства» и «Соловьиная роща») прошел социальный ЕГЭ — первый большой экзамен, направленный на определение уровня подготовки выпускников к самостоятельной жизни. Идея проекта принадлежит выпускнику детского дома, общественному деятелю Александру Гезалову. А в Ульяновской области идею воплощает фонд «Дари добро».
Аттестация выпускников проходила в несколько этапов. Первая часть включала поход в магазин, планирование расходов, приготовление еды. Ребята вытянули билеты, в которых было указано, что нужно приготовить, получили по 150 рублей и отправились с магазин за продуктами. Блюда всем достались разные: каши, макароны, супы, котлеты, постные блюда, салаты.
Ровно через полтора часа выпускники накрыли на стол. Важно было приготовить блюда качественно, попробовав при этом сэкономить деньги. С кулинарными навыками проблем не возникло ни у кого, а вот с распределением бюджета у некоторых экзаменуемых возникли затруднения, хотя и не большие.
Второй этап – проверка правовых знаний. Ребятам предложили пройти несложный тест из 8 вопросов, затрагивающих основные права детей-сирот, и поучаствовать в беседе с разбором конкретных ситуаций. Правильно на все вопросы ответила только одна воспитанница, которая, кстати, собирается поступать на юридический факультет.
Отдельно стоит отметить неуверенность в себе большинства выпускников. Сотрудники фонда «Дари добро» отметили, что даже если они знают правильный ответ, их бывает очень легко сбить с толку. И это отдельное направление в адаптации, в котором нужно долго и кропотливо работать.
Следующий этап – знание медицинских препаратов, действия при травмах и различных заболеваниях. Учитывая, что лекарства воспитанникам детдомов выдают, а в больницу водят «за руку», в этой сфере у них обычно возникают сложности. Тем не менее, в результате обсуждений и наводящих вопросов удалось сформировать «домашнюю аптечку».
В завершение экзамена состоялся разбор социально-бытовых ситуаций. Как купить билет на поезд? На какой маршрутке доехать от детского дома до колледжа? Что делать, если вы затопили соседей? А если затопили вас? Как быть, когда «искрит» розетка или в доме пахнет газом? На что распределить свой месячный бюджет? Для выпускников детских домов ответить на подобные вопросы оказалось самым сложным. С уверенностью выход из всех этих ситуаций не озвучил никто.
По итогам мероприятий сотрудники фонда «Дари Добро» сделали вывод о том, что система подготовки выпускников детдомов к самостоятельной жизни требует значительного усовершенствования. И делать это необходимо силами не только общественников, но, в первую очередь, на уровне региональных властей и самих детских домов. Один из вариантов, который рекомендуют специалисты фонда, – материальное стимулирование педагогов и руководителей детских домов в зависимости от результатов социального ЕГЭ.
Источник: http://dar-fond.ru/250.html