Фонд помощи хосписам «Вера» и Британская высшая школа дизайна провели масштабное исследование.
Оно включало количественные и качественные опросы почти трех тысяч респондентов: волонтеров и доноров фонда «Вера» и других НКО, а также людей, которые не имеют отношения к благотворительности.
«Результаты опроса помогут нам менять стереотипы о благотворительности и принимать решения, основанные на конкретных данных, разрабатывать новые проекты и развивать новые форматы фандрайзинга», — пояснила Анна Скоробогатова, директор фонда «Вера».
Только 13% опрошенных рассказывают о своих добрых делах
Около 9% сказали, что делятся со знакомыми. Почти половина респондентов (46%) рассказывают только самым близким, объясняют это тем, что «не хотят кичиться» и «большинству это неинтересно». Треть респондентов (33%) — вообще ни с кем не обсуждают эту часть своей жизни.
Многие признавались, что им стыдно, что их будут хвалить: «Я просто перевожу немного денег, и не о чем мне рассказывать». Другие, наоборот, считают, что лучше помогать понемногу, чем не делать ничего. Но они тоже не готовы об этом рассказывать, потому что «уважение окружающих будет непропорционально моему вкладу». Опять же сильны религиозные убеждения – «Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая».
Почему люди жертвуют на благотворительность
Многие — из сопереживания. Особенно это характерно при спонтанных пожертвованиях, когда человек видит в социальных сетях адресный призыв о помощи. Также многие признавались, что хотят помогать людям, которым в жизни повезло меньше, чем им. Некоторые респонденты (из семей с больным ребенком) начали помогать другим после того, как им самим помог благотворительный фонд.
Почти каждый третий помогает, потому что «чувствует, что так надо». Для одних это означает «мы так воспитаны» (пример родителей, бабушек, дедушек, учителей), другие объясняли свое решение помочь религиозными побуждениями, третьи руководствуются принципом: «проснулся сам – убери свою планету. Я помогаю, чтобы жить в хорошем мире». Для многих важно, чтобы друзья и родственники поддерживали их добрые дела. Если близкие не одобряют — они быстро перестают помогать.
Портрет благотворителя
Исследователи пришли к выводу, что в России изменился портрет среднестатистического благотворителя.
В 2016-17 годах — это была женщина старше 35 лет с высшим образованием, детьми и высоким уровнем личной ответственности. Сейчас — это мужчины и женщины старше 25 лет с неоконченным высшим или высшим образованием и с высоким уровнем гражданской ответственности.
Самый распространенный архетип благотворителя — «Спасатель» (37%). Ключевая потребность таких жертвователей или волонтеров — помогать другим. На втором месте — архетип «Развиватор» (18%), у которого главная потребность — наполнить жизнь смыслом, быть эффективным. На третьем месте архетип «Мессия» (13%) — с главным посылом: помогать людям, творить добро.
Почему люди не жертвуют на благотворительность
Почти половина (47%) убеждены, что этим должны заниматься богатые люди и крупные компании. Почти четверть респондентов (24%) в принципе не понимают, как могли бы участвовать в благотворительности.