В прошедшие выходные — 5 и 6 октября 2013 года — состоялось прослушивание солистов и ансамблей из Ульяновска и нескольких районов области, а также из Москвы, Пензы и Саратова. Областная детская школа искусств приветливо распахнула двери своего великолепного концертного зала для многочисленных участников конкурса. Выступили более двадцати солистов и двенадцать коллективов.
За два года конкурс заметно «вырос»: начинался как областной, затем стал региональным, а теперь обрёл статус межрегионального, собрав участников из других городов страны. Но, самое главное, возрос и художественный уровень конкурса, поднялась планка профессионализма его участников.
Организаторам мероприятия пришлось всерьёз задуматься над критериями оценок конкурсантов и расширением числа номинаций: детские и самодеятельные «взрослые» коллективы и солисты, учащиеся музыкальных учебных заведений, фольклорные ансамбли и вокальные группы, которые исполняют русские песни в полуэстрадной манере — все они работают в разных условиях, ставят перед собой различные цели и задачи, но каждый по-своему любит народную песню и вносит посильную лепту в сохранение и развитие богатейшей российской песенной культуры.
Перед началом прослушивания протоиерей Николай Косых отслужил молебен. Всякое доброе дело на Руси начиналось с молитвы. И маленькие, и взрослые участники конкурса, а также слушатели, заполнившие концертный зал, с благоговением выслушали молебен и маленькую наставительную проповедь священника — возможно, для кого-то это стало первым приобщением к православным обрядам, первым шагом к воцерковлению.
Участники конкурса представили разнообразные программы, но были и общие требования — хотя бы одна песня должна быть местной, записанной в Ульяновской области, а каждая солистка, независимо от возраста, должна исполнить колыбельную песню. Как трогательны были «маленькие мамы», качавшие на руках кукол, каким покоем и добротой веяло от этих простых мелодий. И как потом артистично преображались солистки при исполнении песен других жанров — плясовых, шуточных, игровых!
Строгое и доброжелательное жюри обращало внимание на всё — нет мелочей для исполнителей народных песен: цвет бантов и сарафанов, передников и башмачков; разводки и шаги в хороводах, общение партнёров в танце, владение ложками и трещотками… Но главное, конечно же, музыкальные качества исполнения — чистота интонации, слаженность голосов в ансамбле, правильность вокальной позиции, тембр, диапазон голоса, умение аккомпаниатора поддерживать солиста. Много тонких замечаний, советов и рекомендаций получили участники конкурса от председателя жюри — Заслуженного деятеля искусств, профессора Самарской государственной академии культуры и искусств Людмилы Терентьевой.
Не дожидаясь подведения итогов конкурса, организаторы отметили колоссальную работу, проделанную руководителями ансамблей, особенно теми, кто ведёт несколько коллективов и подготавливает нескольких солистов, причём на очень хорошем уровне — Ирину Чеснову (ансамбли «Купавушка», «Веретено») и Наталью Москаленко (ансамбли «Жихарка», «Кружане»). Вокруг них собираются десятки ребят разного возраста: кто-то едва научился хлопать в такт ладошками и робко подпевать, а кто-то уже готов выйти на сцену с сольной программой.
Особенно запомнилось всем, кто присутствовал в зале ОДШИ в воскресенье, выступление фольклорного ансамбля «Хвалынь» (г. Саратов) и фольклорного театра «Ти-ра-ра» (г. Пенза). Ансамбль «Хвалынь» основан при научно-исследовательском Центре по изучению традиционных культур на кафедре народного пения и этномузыкологии Саратовской государственной консерватории. Этот ансамбль не занимается концертной деятельностью на профессиональной основе, имея иные цели — отыскать в российской глубинке незамутнённые родники старинной крестьянской песни; осмыслить, прочувствовать собранную по крупицам народную песню в её неброской красоте; воссоздать и снова подарить нам, людям XXI века. Пение проникало в какие-то неведомые глубины души, а только потом думалось — какое мастерство, какой профессионализм!
Пензенский фольклорный театр показал, как можно «ставить» песню, превращая её в маленькую сценку «вечёрок» или «посиделок». Пели задорно и непринуждённо, костюмы были яркие, но без вычурности и лишнего блеска, певцы свободно двигались по сцене, но движение не мешало вокалу, не создавало лишней суеты. Волынка и барабан усилили праздничность настроения и вызвали желание зрителей присоединиться к веселью, подчеркнув кульминацию маленького спектакля. Это чувство меры, точно найденный стиль исполнения — показатель серьёзной режиссёрской работы, мастерства и профессионализма музыкантов.
Участникам конкурса пока не присваивались звания и награды, так как отборочный тур ещё не завершен, но круг приглашённых на заключительный гала-концерт постепенно растёт, определяются наиболее талантливые и яркие исполнители народной песни, намечаются пути дальнейшего развития конкурса «Поющий Симбирск». Организаторы и участники глубоко убеждены в том, что русская народная песня нуждается в поддержке и внимании, в бережном и любовном отношении со стороны всех, кто думает о будущем нашей страны и ее культуры.