Финальный текст серии о рейтинге «Регион-НКО» за 2022 год посвящен фактору социальной значимости третьего сектора.
Как отмечают авторы рейтинга, для успешного развития СО НКО в регионе важна в том числе и вовлеченность его населения в работу НКО (в качестве сотрудников или волонтеров), а также активность жертвователей (учитываются суммы сборов и объем налоговых вычетов на благотворительность).
В июне, одновременно с началом работы над следующим рейтингом «Регион-НКО», началась работа и над составлением нового ежегодного рейтинга российских благотворительных НКО. К участию в анкетировании RAEX приглашает все зарегистрированные в России благотворительные НКО, сумма поступлений в которые в 2022 году превысила 5 млн рублей.
Сейчас в России (на 2022 год) зарегистрировано 150 775 СО НКО, это на 3 тысячи с лишним больше, чем в 2021 году (тогда было 147 101 СО НКО).
В них работает в качестве штатных сотрудников 546 598 человек (в 2021 году было 537 290 человек).
Суммарные сборы всех СО НКО в России в 2022 году составили 2,3 трлн руб., и это серьезная прибавка, за 2021 год аналогичный показатель составил 1,4 трлн руб. (то есть объем поступлений в СО НКО в прошлом непростом году возрос на 60%).
Данные предоставлены RAEX.
Таким образом, благотворительный сектор успешно растет и развивается. Ну а рейтинг «Регион-НКО» фиксирует эти успехи.
Мы завершаем исследование результатов рейтинга «Регион-НКО» за 2022 год — сегодняшний материал посвящен фактору «Социальная значимость некоммерческого сектора в регионе». Это важная часть рейтинга, его вес в исследовании составляет 15%.
Как НКО влияют на социальную жизнь региона
Как отмечает Евгений Мальцев, исполнительный директор Рейтингового агентства RAEX («РАЭКС-Аналитика»), для каждого рейтинга формулируется рейтинговый вопрос.
Для рейтинга «Регион-НКО» он звучит так: «Насколько развит некоммерческий сектор в регионе, а именно, насколько велик его потенциал и насколько эффективно этот потенциал реализуется на практике для взаимодействия с главными заинтересованными сторонами?» Все показатели методики в совокупности работают на то, чтобы дать наиболее точный ответ на этот вопрос.
Суть фактора «Социальная значимость» прозрачна исходя из его наименования – он оценивает вклад некоммерческого сектора в решение социальных задач. Фактор показывает, насколько общество вовлечено в работу некоммерческого сектора, насколько активно жертвует, волонтерствует.
Изучая регионы России с точки зрения социальной значимости их НКО, исследователи учитывали количество исполнителей общественно полезных услуг среди СО НКО, их представленность в реестре поставщиков социальных услуг, общий объем социальных услуг в регионе, количество жителей региона, работающих в этих НКО, а также число волонтеров НКО региона, динамику численности штатного персонала НКО и их волонтеров. Также учитывалась и сумма социальных налоговых вычетов на благотворительность, отнесенная к доходам населения региона, динамика налоговых вычетов на благотворительность.
Показатели, учитываемые в составе рейтингового фактора «социальная значимость», довольно разнообразны. С одной стороны, учитывалась активность участия населения региона в работе благотворительного сектора, с другой стороны, активность доноров (жертвователей), в том числе через данные налоговых вычетов за благопожертвования, – также нашла свое отражение в рейтинге. Еще один показатель, который стоит упомянуть в рамках оценки фактора социальной значимости, — это объем социальных услуг в регионе.
«Мы оцениваем регионы с разных сторон, чтобы методика была сбалансированной.
Совмещение нескольких факторов не вызывает трудностей: они учитываются с различными весами, при этом сама рейтинговая модель прошла многоуровневую проверку на адекватность и устойчивость. Мы провели множество тестов, которые подтвердили верность выбранного подхода: даже если в один из показателей закрадется ошибка, она не способна кардинально повлиять на позиции региона в рейтинге – число факторов оценки и показателей, входящих в них, более полусотни. Есть регионы, где один показатель уравнивается другим.
Например, в Дагестане много волонтеров (регион занимает первое место по этому показателю), но сумма возмещения НКО социальных услуг (442-ФЗ) относительно бюджета региона очень низкая (по данному показателю регион находится лишь на 51-м месте). Обратная ситуация в Тамбовской области. Сумма возмещения относительно регионального бюджета высокая – второе место. А волонтеров – мало, регион на 48-м месте», — рассказывает Евгений Мальцев.
В рамках фактора «Социальная значимость НКО в регионе» не проводилось опросов, но авторы рейтинга следят непосредственно за численностью волонтеров и ее ростом. «Таким образом мы опосредованно видим не что именно предпринимают НКО, а уже результат их работы по привлечению волонтеров, — поясняет Евгений Мальцев. — Усилия по фандрайзингу, как мы полагаем, можно косвенно оценить по численности работников СО НКО в регионе, а также по их динамике. Последнее особенно показательно, ведь если количество таких людей растет, то работа по привлечению средств ведется успешно, НКО могут позволить себе больше штатных работников. Также работа с донорами может быть заметна по росту налоговых вычетов на благотворительность, на них мы также обращаем пристальное внимание».
Регионы-лидеры по активности общества
Лидерами по фактору социальной значимости деятельности СО НКО стали Москва, Санкт-Петербург, Самарская область, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Свердловская область, Московская область, Республика Башкортостан, Республика Татарстан и Челябинская область. Перечисленные регионы показывают одновременно высокие показатели доли количества исполнителей общественно полезных услуг, высокую долю занятости населения в некоммерческом секторе, высокую долю граждан, привлеченных в качестве добровольцев (волонтеров) СО НКО.
Причины лидерства разные. Например, поясняет Евгений Мальцев, в Москве велико количество работников НКО и волонтеров. Также столица, ожидаемо, в топе по налоговым вычетам на благотворительность (по данным на 1 млн рублей доходов населения). Санкт-Петербург также является лидером по этим показателям, а еще показывает хорошую динамику по налоговым вычетам: они уверенно растут в течение последних пяти лет. Что касается Самарской области, она демонстрирует выдающиеся результаты по сумме возмещения НКО социальных услуг из бюджета, отнесённой к бюджету региона.
Лучшие регионы по динамике развития по фактору «Социальная значимость НКО»
- Республика Татарстан (1-е место, рост на 34 позиции),
- Республика Башкортостан (2-е место, +30 позиций),
- Курская область,
- Краснодарский край (разделили 3-е место, + 21 позиция).
В качестве примера успеха можно привести Курскую область. Она с 2020 года ведет активную работу в тесном контакте с ОП РФ по развитию некоммерческого сектора в регионе. С 2020 года на 66% выросла поддержка СО НКО регионом, на 118% увеличилась поддержка инфраструктуры социально ориентированных НКО, а число исполнителей общественно полезных услуг выросло с 10 до 14 НКО.
«Идеальных регионов нет, но каждый работает над своей эффективностью»
В целом в топ-10 регионального рейтинга третьего сектора «Регион-НКО» (с учетом всех факторов) вошли Москва, Вологодская область, Республика Татарстан, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Челябинская область, Тюменская область, Тульская область, Санкт-Петербург, Самарская область.
Наиболее весомые и важные факторы, которые учитываются в рейтинге, следующие: «Экономическая значимость», «Активность деятельности НКО», «Поддержка НКО регионом», «Социальная значимость». Каждый из этих факторов имеет 15% веса.
Рейтинг несет в себе важные общие выводы.
Авторы рейтинга отмечают, что некоммерческий сектор является крайне сложным объектом, и трудно определить четкие факторы его развития.
Четыре группы регионов с точки зрения развития сектора благотворительности
- Первые – это лидеры: эти регионы имеют сбалансированные характеристики и эффективно используют свой потенциал, с учетом своего географического положения, экономики и демографических характеристик.
- Вторая группа – это аутсайдеры: им тяжело конкурировать с более богатыми и развитыми регионами, хотя они стараются.
- Третья группа – это «вундеркинды»: при достаточно скромных изначальных характеристиках и даже ряде ограничений у них есть свои плюсы – это усилия региональных органов власти, а еще особый «климат активизма», говорят исследователи, — поэтому такие регионы умеют эффективно использовать свой потенциал и в итоге вырываются вперед.
- А четвертая группа регионов – это «аномальные аутсайдеры»: они как раз упускают все свои возможности, и при всех благоприятных условиях в силу тех или иных причин потенциал развития третьего сектора на этих территориях используется совершенно недостаточно, неэффективно.
При этом показатели регионов «плавают» год от года: один и тот же субъект РФ может в какой-то период подниматься по одному из факторов и опускаться по другому.
«Это связано и с тем, что регионы тоже стараются пользоваться итогами рейтинга, изучают его и что-то меняют и на практике, активно работают по основным направлениям, оцениваемым в рейтинге, в итоге то, что год назад было рекордом, становится нормой, а то, что было нормой, может стать постепенно посредственным результатом, — говорит Евгений Мальцев. — Но идеального региона нет, каждому есть над чем работать. Нет откровенно провальных регионов – замыкающие рейтинг регионы набрали 25 и более баллов, каждый в чем-то силен, и это показывают субрейтинги по отдельным факторам».
«На сегодняшний день мы считаем методику 2022 года проработанной и устойчивой, и сохраним ее, — заключает Евгений Мальцев. — Это поможет и участникам рейтинга отслеживать свои позиции так, чтобы они были сравнимы с прошлым годом (это невозможно при постоянных изменениях методики). Единственное, что может меняться – это наши источники информации, мы постоянно расширяем их перечень. То есть данные будут те же, но дополнительные источники и сверки сделают их более точными. Например, при анализе мер региональной поддержки и при оценке ресурсных центров мы будем использовать данные портала «НКО.РФ», который сейчас готовится к запуску».
Материал подготовлен по проекту «НКО-профи: информация, знания, практики». Проект реализует Агентство социальной информации при поддержке Фонда президентских грантов.
Источник: АСИ