20 мая 2013 г. руководство региона встретилось с инициативной группой учителей «За советскую школу», чтобы понять: какой опыт СССР в сфере образования можно перенять сегодня. Постепенно встреча перетекла в ностальгические воспоминания, но глава региона вернул всех на землю, отметив, что желание обратиться к советскому опыту – это вовсе не ностальгия: школа всё чаще начинает превращаться в источник тревоги и беспокойства, в то время как она должна быть территорией здоровья и добра. За добром и здоровьем решили отправиться в СССР. Акцент сделали на трудовом воспитании школьников, особо подчеркнув, что раньше ученики даже сами мыли полы в классах, а также на гражданско-патриотическом воспитании и профориентации детей и молодёжи. Кстати, Сергей Морозов отметил, что стоит посмотреть и опыт царской России, а также систему образования за рубежом, например, в Финляндии и Китае. Но сначала министр образования области Екатерина Уба представила анализ достижений СССР в этой сфере.

   На встрече присутствовали народные и заслуженные учителя России, почётные работники общего образования РФ, а также директора школ Ульяновска и области. В начале встречи Сергей Морозов отметил: «Крайне важно вернуть чувство коллективизма, гордости за школу, чувство уважения к учителю, безопасности в школе. Сегодня не все так плохо, конечно. Было бы хорошо окончательно согласовать дорожную карту, чтобы к августовскому педагогическому форуму окончательно утвердить план работы в этом направлении».

   Он подчеркнул, что главная цель этой инициативы – не ностальгия (мол, для этого можно было бы собраться и посмотреть старые фотографии), главное – «повышение статуса учителя, чтобы, когда вы идете по улице, с вами не только здоровались, но снимали шляпу».

   Екатерина Уба представила краткий анализ советского опыта в сфере образования с комментариями.

   Начала она с 1966 года, когда Советом Министров СССР были определены меры по укреплению материально-технической базы школ (строительство новых улучшенных зданий, разработка и выпуск новых учебных пособий и оборудования для школьных кабинетов и мастерских, необходимого спортинвентаря). Сегодня, прокомментировала Уба, необходимо принять требования к строительным и санитарным нормам, к оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений. Кроме того, нужны нормативные акты, регламентирующие организацию профильного обучения и углубленного изучения отдельных предметов в школах.

   В СССР в хорошо оборудованных сельских школах, тесно связанных с совхозами и колхозами, учащиеся старших классов изучали автодело и другие сельскохозяйственные машины. Как отметила Уба, на данный момент необходимы опять же нормативные акты, регламентирующие привлечение школьников к внеклассной трудовой деятельности. Сделано это должно быть с согласия родителей. Кроме того, нужно реализовать региональный проект «Школьный сад».

   Также в СССР принимались меры по увеличению сети пришкольных интернатов для учащихся на селе, чтобы усилить заботу о матери и ребенке, о подрастающем поколении в целом. Также была расширена сеть внешкольных учреждений: Домов пионеров, станций юных техников и натуралистов, детских и юношеских спортивных школ. Уба подчеркнула: для того, чтобы двигаться в этом направлении, нужно принять на региональном уровне «Концепцию демографического развития Ульяновской области», государственную программу развития системы дополнительного образования детей. Кроме того, необходимо расширить региональное законодательство в части развития сети детских спортивных школ, школ искусств, центров технического творчества, зимних и летних школ и лагерей, дистанционных школ

   В СССР вообще был комплексный подход к постановке всего дела воспитания и бесплатные учебники

   Сегодня, по мнению регионального министра образования, нужно скоординировать усилия государственных и общественных организаций по созданию единой госпрограммы гражданско-патриотического воспитания и социализации детей и молодёжи, профориентации выпускников. Далее Уба напомнила о том, что в СССР было введено бесплатное пользование учебниками, созданы школьные библиотечные фонды учебников. Она подчеркнула, что нам необходимо закрепить в региональном Законе «Об образовании» норму, регламентирующую бесплатное пользование учебниками.

   Большие успехи в СССР были достигнуты в трудовом воспитании и обучении, в работе по профессиональной ориентации школьников

   Уба отметила, что сегодня нужно поддерживать создание и развитие сети базовых социокультурных центров, принять и последовательно реализовывать программу «Сельская школа». В советское время выросло число учебных цехов и участков на предприятиях, были оборудованы школьные мастерские; при некоторых педагогических вузах открыты индустриально-педагогические техникумы и факультеты, готовящие учителей трудового обучения. О том, что происходит у нас в этом плане сегодня, даже говорить лишний раз не нужно. Уба отметила, что нужно обеспечить легитимность нормативно-правовой основы развития региональной системы среднего профессионального образования.

   Профориентация, УПК, лагеря труда и отдыха и пятая трудовая четверть

   Далее на совещании вспомнили о межшкольных учебно-производственных комбинатах (УПК), которые позволяли школьникам попробовать себя в той или иной профессии. Уба сообщила, что сегодня нам нужно опять же обеспечить нормативно-правовые основы развития ресурсных центров образовательных учреждений среднего профессионального образования региона. Также она отметила, что можно было бы инициировать воссоздание разветвленной системы профориентации молодежи, отвечающей потребностям современного российского общества, на базе общеобразовательных учебных учреждений

   Много говорили и о трудовом воспитании. Так, в СССР учащиеся проводили летние каникулы в лагерях труда и отдыха, в сельских ученических бригадах, школьных лесничествах. Сегодня, отметила Уба, можно было бы обеспечить организацию стажировочных площадок на предприятиях для учащихся старших классов. Кстати, на совещании вспомнили о так называемой пятой трудовой четверти, когда ученики трудились на благо своей школы – например, по окончании учебного года в течение так называемой «отработки» сажали и поливали цветы на пришкольной территории. И полы в классах дети тоже мыли сами – в качестве элемента самообслуживания и трудового воспитания.

   «Разумеется, мы не можем перенести опыт советской школы без его переосмысления и применения к существующей действительности. В последнее время педагогической, ученической и родительской общественностью активно обсуждался региональный проект закона, касающийся школьной формы. Сегодня итоговый документ одобрен областным правительством. Также особое внимание в 2013-2014 учебном году планируется уделить патриотическому воспитанию учащихся», – отметила Уба.

   На данный момент планируется скоординировать усилия государственных и общественных организаций по созданию единой госпрограммы гражданско-патриотического воспитания и социализации детей и молодёжи, профориентации выпускников учебных заведений Ульяновской области. 

   Сами учителя говорили о разном

   О трудовом воспитании, мол, начинать надо с уроков труда. Говорили и о необходимости поднять статус физкультуры, так как сегодня уже на пороге первого класса многие дети имеют проблемы со здоровьем, а в школе они еще и усугубляются при огромных нагрузках. Кстати, Морозов удивился, что сейчас говорят о том, что нагрузка на учеников возросла, отметив, что у его детей точно голова от этого не кружится.

   Говорили и о кадрах, о стареющей школе и многом-многом другом. В том числе, о том, что одна школа без родителей в воспитании детей далеко не уйдет. А родителей часто самих надо еще воспитывать и воспитывать. Наконец, говорили о гражданской позиции школьника, о Тимуровских отрядах, сдаче металлолома и макулатуры, об ульяновских школьных традициях. Бывшая работница обкома Комсомола, к примеру, рассказала, как дети плакали, когда им пришлось уйти с поста №1 у памятника Ленину, так как начался дождь: а ведь они так ждали своей очереди. Впрочем, генеральной линией было все же трудовое воспитание. Обсуждалось также введение формы в школах.

   Итак, теперь предстоит обобщить сказанное и наработать пул основных проблем, над которым надо работать, отметил Морозов: «Можно и нужно все менять, если видим, что идем в никуда, а этот опыт классный. У нас есть политическая воля». Сергей Морозов поручил проанализировать и обобщить работу образовательных учреждений в прошлом, а также зарубежный опыт, чтобы максимально эффективно использовать это в повседневной работе школ. 

   Предложения будут обсуждаться на традиционном августовском педагогическом форуме. К 1 сентября 2013 года должен быть принят в окончательном варианте региональный закон об образовании, в котором будут сочетаться лучший опыт прошлого и сегодняшние реалии. Кроме того, планируется, что из инициативной группы «За советскую школу» будет создана общественная организация.

   Для справки:

   В состав общественного движения вошли Заслуженный учитель России Лидия Жуковская-Латышева, Народный учитель России Юрий Латышев, директор физико-математического лицея №38 Валерий Полетаев, директор гимназии №33 Николай Прокофьев и другие. Его участники выступают за возвращение в современный учебный процесс лучших практик системы образования прошлых лет, признанной ведущей в мире, повышение статуса педагога, развитие патриотического, трудового и физического воспитания учащихся.

   Источник: http://ulgrad.ru/?p=102234