К каким трудностям должна быть готова НКО, которая хочет стать исполнителем социальных услуг, и как эти сложности преодолеть.
По данным Министерства труда и социальной защиты РФ, доля негосударственных организаций социального обслуживания в России в 2022 году среди всех организаций соцобслуживания составила 23,42%. В 2021 году насчитывалось 1,3 тысячи негосударственных организаций-поставщиков соцуслуг, из них более 1,2 тысячи — НКО.
В июле 2020 года был принят Федеральный закон № 189-ФЗ «О государственном социальном заказе на оказание государственных услуг в социальной сфере», призванный снизить барьеры в доступе НКО на рынок соцуслуг и сделать услуги более доступными и качественными для граждан.
Несмотря на это, у НКО, которые хотят войти в реестр поставщиков соцуслуг, возникают определенные сложности. С чем они сталкиваются и как решают проблемы, разбиралось Агентство социальной информации.
Законодательные ограничения
Одна из проблем — разрозненность законодательных актов, которые регулируют участие негосударственных организаций в оказании бюджетных услуг.
Впервые закон, который дает возможность НКО стать поставщиками социальных услуг, появился в 2013 году, — № 442-ФЗ. До конца 2015-го регионы должны были разработать дополнительную нормативно-правовую базу на основании мониторинга субъекта, касающуюся тарифов, перечня социальных услуг, требований к организациям, желающим стать поставщиками, и т.д.
При этом с проблемой доступа к бюджетным средствам за оказанные социальные услуги организации сталкиваются во многих регионах, подчеркивает юрист Ассоциации «Юристы за гражданское общество» Александра Сазонова.
По ее словам, сам закон № 442-ФЗ носит достаточно общий характер, а конкретику уже прописывают непосредственно на региональном уровне, что влечет разрозненность и отсутствие стандартов/шаблонов.
«Понятно, что изначальное написание нормативно-правовых актов (НПА) подразумевало начало регулирования деятельности в теории, а практика уже внесла свои коррективы по факту. К сожалению, встречаются случаи, когда практика разнится с законодательной базой. Связано это с тем, что в каждом регионе должно быть около 23-25 НПА, регулирующих вопросы, связанные с поставщиками социальных услуг. Объем немаленький, но даже при таком количестве в них не всегда отражены все нюансы», — отмечает юрист.
За семь лет многие субъекты внесли изменения не только в тарифы на оказание соцуслуг или перечень этих услуг, но и в те акты, которые были изначально подготовлены в соответствии с законом, в том числе в те, которые регулировали вхождение организаций в реестр поставщиков или же представление средств за оказанные услуги.
Тем не менее, организации все еще сталкиваются со сложностями как при вхождении в реестр, так и при сдаче отчетности за оказанные услуги и получение компенсации.
Подобные проблемы в основном связаны либо с избыточностью требований к поставщикам, либо с отсутствием норм непосредственно в федеральном законодательстве. При этом последнее компенсируется за счет регионального законодательства, в котором некоторые пункты могут быть без конкретики или вовсе отсутствовать.
Сазонова приводит такой пример: летом с подобной ситуацией столкнулись организации Кемеровской области, где в постановлении регионального правительства было указано, что одно из условий получения компенсации через конкурсный отбор — предоставление гарантийного письма (помимо остальных документов), где организация подтверждает, что она соответствует критериям. Формы или стандарта такого письма нет, но распорядитель вынес отказ в получении компенсации в связи с тем, что в таком письме не были перечислены все пункты, обозначенные в постановлении.
«Мы всегда рекомендуем организациям самый благоразумный способ – диалог с уполномоченным органом. Как показывает практика по регионам, совместными усилиями в диалоге удается решить проблему. К сожалению, до того момента, как в НПА будут внесены изменения, организациям придется работать в таких условиях», — говорит эксперт.
Нехватка господдержки
Доклад о проблемах участия негосударственных поставщиков в системе государственного соцзаказа, который в июле 2022 года представила директор научно-образовательного центра «Общественно-государственное взаимодействие, некоммерческий сектор и социальное предпринимательство» РАНХиГС Оксана Коротеева, показал, что представители власти не всегда готовы к диалогу и не всегда заинтересованы в вовлечении негосударственных поставщиков в оказание соцуслуг.
Доклад (в открытом доступе его пока нет, он есть в распоряжении АСИ) готовили на основе данных региональных общественных палат, опроса получателей услуг и участников апробации закона о соцзаказе.
По данным доклада, в регионах не произошло динамики в установлении мер поддержки НКО — исполнителей общественно полезных услуг. Они появляются только в некоторых регионах. В основном для таких организаций не предусмотрена финансовая поддержка на внеконкурсной основе.
Эксперты также отмечают, что тарифы и размеры компенсации услуг часто не соответствуют стоимости трудозатрат и других расходов. Кроме того, в некоторых регионах могут задерживать или не выплачивать компенсации.
Не всегда готовы оказывать соцуслуги и сами НКО. Помимо низких тарифов, в некоммерческих организациях отмечают отсутствие мотивации и достаточной квалификации, чтобы соответствовать стандартам, прописанным в требованиях к поставщикам социальных услуг.
В связи с этим в докладе предлагается:
- установить в субъектах экономически обоснованные нормативы финансирования соцуслуг;
- определить федеральные субсидии на обеспечение затрат и возмещение доходов как единственные варианты субсидирования услуг негосударственных организаций в сфере социального обслуживания;
- принять меры, чтобы не допускать отказа в компенсации поставщику соцуслуг, который оказал услуги людям, не имеющим регистрации или признанным нуждающимся в социальном обслуживании;
- рассмотреть возможность создания единого общероссийского реестра поставщиков соцуслуг;
- внести изменения в Земельный кодекс РФ, чтобы предоставлять участки в безвозмездное пользование негосударственным организациям — поставщикам соцуслуг;
- рекомендовать профильным органам власти субъектов РФ расширить возможности информационной, консультационной и методической поддержки для поставщиков соцуслуг.
Проблемы с получателями услуг
Чтобы начать предоставлять соцуслуги, НКО нужны подопечные. Их можно найти самостоятельно либо с помощью государства, говорит соучредитель ассоциации «Патронаж» Алексей Сабадаш.
Ассоциация «Патронаж» в реестре поставщиков социальных услуг с 2017 года. Она предоставляет услуги по уходу на дому пожилым людям и людям с инвалидностью. Специалисты следят за здоровьем клиента, помогают при госпитализации, выполняют другие задачи, поставленные в индивидуальной программе предоставления социальных услуг.
«Если подопечные подходят по критериям, организация заявляет государству: мы можем взять себе столько-то людей на обслуживание, поставьте их на учет и компенсируйте нам средства», – говорит Сабадаш.
На этом этапе, по словам эксперта, возникают сложности, ведь бюджет уже расписан на год вперед, и чиновники могут попросить НКО подождать до следующего года. Искать же подопечных для НКО государство не готово, считает эксперт.
Часто органам социальной защиты, по его словам, невыгодно направлять получателей соцуслуг к негосударственным поставщикам, ведь пустующие места, например, в стационарах есть и у них.
«В итоге получается, что НКО хотят стать полноценными поставщиками социальных услуг, государство им отвечает: «Да, вступайте в реестр и работайте». А работать не с кем», – говорит эксперт.
Алексей Сабадаш уверен, что вступление НКО в реестр поставщиков соцуслуг должно сопровождаться выделением ей квоты на работу с определенным количеством человек. Иными словами, за каждой организацией должен быть закреплен бюджет, которого хватит на обслуживание определенного числа граждан. По мнению эксперта, это должна быть узаконенная процедура: «НКО вступает в реестр – и за ней тут же в обязательном порядке закрепляют возможность обслуживать тех людей и в том количестве, о которых организация сама заявила».
Территориальные органы соцзащиты, по его словам, регулярно отчитываются, что негосударственные поставщики соцуслуг успешно вступают в реестр и работают. Но до тех пор, пока государство остается монополистом в предоставлении социальных услуг и целиком владеет бюджетами и распределением людей, мало что изменится.
Сабадаш приводит в пример Германию, где, по его словам, государству принадлежит только 7% стационаров, остальные 93% — негосударственные. «Там проходят комиссии, и бюджет распределяют между всеми участниками рынка. У нас же пока видно, что государство не хочет отпускать нити управления. Из-за этого все стоит на месте», – уверен Алексей Сабадаш.
При этом ситуация медленно, но все же меняется по инициативе тех или иных органов, заверяет эксперт:
«Я настойчиво призываю всех вступать в реестр поставщиков социальных услуг, потому что это знак качества для предприятия, признак состоятельности и возможности оказывать услуги на высоком уровне. Рано или поздно это даст свои плоды и рынок социальных услуг станет более открытым и конкурентным».
Источник: АСИ