В дни весенних каникул, в марте-апреле 2018 года, Региональный информационно-ресурсный Фонд при поддержке Дирекции Года добрых дел проведут в Ульяновске курсы по подготовке ведущих и организаторов «уроков доброты».

Ульяновская область – один из пяти регионов Приволжского федерального округа, в котором будут организованы семинары и тренинги по пониманию инвалидности. РИФ — региональный координатор сетевого проекта, получившего Президентский грант. Авторы проекта – СО НКО «Городской центр образования» (г. Казань) и РООИ «Перспектива» (г. Москва).

На курсы приглашаются актив социально ориентированных НКО, педагоги школ и учреждений дополнительного образования детей, студенты, молодые люди с инвалидностью, родительское сообщество.

«Уроки доброты» – это занятия с детьми (школьниками) по пониманию социальной модели инвалидности, которые ведут молодые люди с ограниченными возможностями здоровья. Общая цель занятий – формирование инклюзивной среды в образовательном учреждении, где отношение к людям с инвалидностью определяется уважением, без страха, снисходительности или жалости. Совместное участие в организации уроков некоммерческих организаций и школ будет способствовать формированию толерантных отношений, инклюзивной культуры в школьном сообществе.

Инклюзия как реализация закона об образовании и ближайшая перспектива всей системы образования не обеспечивается исключительно организацией «безбарьерной среды» — архитектурной, транспортной, обеспечивающей физическую доступность школы. Главные барьеры – культурологические: стереотипы и предрассудки, неготовность учителей и родителей принять новые реалии жизни общества. Как изменить существующие стереотипы, подготовить детей и их родителей к принятию детей с ограниченными возможностями в коллектив класса, школы, как создать психологически комфортную ситуацию для всех участников образовательного процесса: детей, учителей, родителей?

Первыми и наиболее последовательными сторонниками инклюзивного образования в нашей стране стали некоммерческие организации, те из них, которые работают с инвалидами. Они первыми осознали необходимость перемен: от сегрегации, изоляции — к интеграции и инклюзии, включению во все сферы деятельности сообщества. При этом общеобразовательная школа становится главным партнером и площадкой реализации этих принципов. Только школа, доступная для всех, дает ребенку навыки, необходимые ему для социализации.

По признанию ряда отечественных специалистов, одним из наиболее эффективных инструментов в достижении этих целей являются «уроки доброты». Они рассказывают о приспособлениях и условиях, позволяющих людям с инвалидностью учиться и работать вместе со всеми, вести обычную, самостоятельную жизнь.

Уроки знакомят школьников с правами и возможностями людей с инвалидностью, рассказывают о том, как и где они могут учиться, кем могут работать, какими видами спорта и творчества могут заниматься. Они демонстрируют успехи совместного обучения в школе детей с инвалидностью и без инвалидности, — доступной школы для всех. «Уроки доброты» готовят детей к тому, что и в их классе будут учиться сверстники с инвалидностью. Уроки могут проводиться также для родителей и педагогов.

Курсы проводятся в рамках проекта с использованием средств гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.