Новости законодательства для НКО за январь 2023 года. В этом выпуске Вы можете прочитать:
- об основах государственной культурной политики,
- о государственном контроле за деятельностью иностранных агентов.
Об основах государственной культурной политики
Указом Президента от 25.01.2023 N 35 внесены изменения в Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 808. Установлено, что Государственная культурная политика призвана обеспечить в том числе укрепление общероссийской гражданской идентичности, единства и сплоченности российского общества, повышение качества жизни в Российской Федерации. Государственная культурная политика реализуется в целях обеспечения соблюдения конституционных прав граждан в сфере культуры, в том числе права на доступ к культурным ценностям, сохранения исторического и культурного наследия, а также достижения целей и выполнения задач в области обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации.
Основой общероссийской гражданской идентичности является исторически сложившаяся система российских духовно-нравственных ценностей, объединяющая самобытные культуры многонационального народа Российской Федерации. К числу наиболее опасных проявлений гуманитарного кризиса отнесено разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ослабление единства многонационального народа Российской Федерации.
Изменения претерпели основные определения. Ранее в соответствии с Указом культурную политику могли осуществлять органы государственной власти Российской Федерации и общественные институты. Теперь термин заменен на государственную культурную политику, которую осуществляют органы публичной власти при участии институтов гражданского общества.
Изменилось определение субъектов государственной культурной политики, к которым теперь относятся:
- органы публичной власти,
- организации культуры,
- авторы и авторские сообщества,
- организации, осуществляющие образовательную и научную деятельность,
- институты гражданского общества, в том числе творческие союзы, организации, осуществляющие деятельность в области искусства, креативных (творческих) индустрий, науки, образования, просвещения, воспитания, семейных отношений, работы с детьми и молодежью.
При этом под гражданским обществом понимается совокупность граждан, принимающих активное участие в общественной жизни, и неформальных гражданских объединений, а также самостоятельных и организационно независимых от государства добровольных объединений (в том числе политических партий, общественных организаций, общественных движений, общественных фондов, профессиональных союзов, религиозных организаций, ассоциаций), созданных в целях реализации политических, профессиональных, культурных и иных общественно значимых интересов граждан.
Уточнены перечни целей и принципов государственной культурной политики. Уточнен и расширен перечень задач государственной культурной политики в различных областях, который включает теперь в том числе:
- поддержку благотворительных проектов и добровольческого движения в сфере выявления, сохранения и популяризации культурного наследия народов Российской Федерации, в том числе инициатив граждан по участию в этнографических, краеведческих и археологических экспедициях,
- поддержку общественных организаций, занимающихся сохранением традиционной народной культуры,
- поддержку производства и проката национальных фильмов, направленных на нравственное, гражданско-патриотическое и общекультурное развитие детей и взрослых, развитие знаний и компетенций, зрительской культуры, сохранение и популяризация отечественного кинематографического наследия,
- усиление роли организаций культуры (в том числе музеев, библиотек, архивов, театров, филармоний, концертных залов, домов культуры, цирков) и отраслевых образовательных организаций высшего образования в деле исторического и культурного просвещения и воспитания,
- упрощение порядка получения грантов организациями и лицами, осуществляющими культурно-просветительскую деятельность,
- сохранение и развитие единого культурного пространства России, в том числе путем создания развитой сети театральных, концертных, выставочных залов, многофункциональных культурных центров и иных культурно-досуговых учреждений,
- вовлечение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в культурную жизнь общества,
- формирование государственного заказа на создание произведений литературы и искусства, оказание услуг, направленных на сохранение и популяризацию традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение общероссийской гражданской идентичности, противодействие социокультурным угрозам и экстремизму, а также обеспечение контроля качества выполнения этого государственного заказа,
- государственную поддержку переводов на русский язык произведений литературы и устного народного творчества, созданных на языках народов России, их издание и распространение на всей территории страны,
- организацию и поддержку работ в области научного изучения русского языка и языков народов Российской Федерации, их грамматической структуры и функционирования, исследования устной и письменной речи, создание академических словарей, грамматик и электронных лингвистических корпусов,
- поддержку детских и молодежных организаций, объединений, движений, ориентированных на творческую, добровольческую, благотворительную, познавательную деятельность, способствующую гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи,
- поддержку народных художественных промыслов и ремесел.
Закреплено, что ресурсное обеспечение разработки и реализации государственной культурной политики осуществляется при участии Фонда-оператора президентских грантов по развитию гражданского общества, Президентского фонда культурных инициатив, Общероссийской общественно-государственной организации «Российский фонд культуры», Фонда Гуманитарных Проектов, Фонда поддержки гуманитарных наук «Моя история», Автономной некоммерческой организации «Институт развития интернета». Также скорректированы полномочия Правительственной комиссии по вопросам государственной культурной политики.
О государственном контроле за деятельностью иностранных агентов
27 января вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 14.01.2023 №18, которым утверждено Положение о государственном контроле за деятельностью иностранных агентов. Государственные контроль осуществляет Минюст России и его территориальными органами во взаимодействии с иными органами публичной власти, организациями всех форм собственности, а также их должностными лицами для предупреждения, выявления и пресечения нарушений требований законодательства об иностранных агентах.
Контроль осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, участия должностных лиц в мероприятиях иностранного агента, а также анализа сведений об иностранном агенте. План проверок утверждается Минюстом не позднее 1 ноября года, предшествующего году проверки, и размещается в сети Интернет. Срок проведения проверки не может превышать 20 рабочих дней, за исключением внеплановой проверки на основании заявления об исключении иностранного агента из реестра иностранных агентов, когда срок может составлять до 50 календарных дней.
В ходе проверки рассматриваются документы иностранных агентов, имеющиеся в распоряжении Минюста России и его территориальных органов, результаты предыдущих контрольных мероприятий, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях, а также иные документы, поступившие от органов публичной власти, организаций и физических лиц в отношении иностранного агента, проводится осмотр и анализ предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов (в том числе с использованием сети «Интернет»), а также информации, размещенной в сети «Интернет».
Непосредственно после завершения проверки составляется акт проверки в 2 экземплярах. В течение 3 рабочих дней со дня его подписания акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, или посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, по адресу электронной почты иностранного агента, или иным доступным способом исходя из данных, имеющихся в распоряжении Минюста России и его территориальных органов.
Справка о посещении мероприятия иностранного агента составляется в трехдневный срок. Срок для составления справки по результатам анализа сведений об иностранном агенте не установлен. При анализе сведений об иностранном агенте проводится в том числе оценка соответствия целей деятельности и осуществляемой деятельности иностранного агента, а также заявленных для осуществления и осуществляемых программ законодательству об иностранных агентах с точки зрения наличия (отсутствия) в них предпосылок для угрозы суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности и национальным интересам Российской Федерации.
Материалы предоставлены организаторами.