Новости законодательства для НКО за декабрь 2020 года |
В этом выпуске Вы можете прочитать: — об обязательном аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности фондов, — об изменениях регулирования труда дистанционных работников, — о регулировании труда в некоммерческих организациях, — о специальной оценке условий труда, — о возможности замены для НКО административного штрафа на предупреждение, — о противодействии угрозам национальной безопасности, — о реестрах НКО. |
Об обязательном аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности фондов |
Федеральным законом от 29 декабря 2020 года № 476-ФЗ изложена в новой редакции часть 1 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности». Статья касается проведения юридическими лицами обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. В соответствии с новой редакцией нормы фонды, общественные фонды и благотворительные фонды не обязаны проводить аудит, если объем поступлений денежных средств и иного имущества за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, не превысил 3 миллионов рублей. Норма не распространяется на государственные внебюджетные фонды, специализированные организации управления целевым капиталом и международные фонды. Изменения вступили в силу с 01 января 2021 года, но фонды, деятельность которых отвечает установленному критерию, тем не менее обязаны провести аудит за 2020 год или более ранние периоды, если был заключен соответствующий договор, и аудиторская организация или индивидуальный аудитор приступили к его исполнению до 01 января 2021 года. |
Об изменениях регулирования труда дистанционных работников |
Федеральным законом от 08 декабря 2020 года № 407-ФЗ внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, которыми установлены особенности регулирования труда дистанционных работников, требования к локальным нормативным актам, к режиму рабочего времени для дистанционных работников. В соответствии с изменениями с 01 января 2021 года стал возможен временный перевод работника на дистанционный режим роботы на срок до 6 месяцев, а также введение комбинированного режима работы (чередующихся периодов дистанционной работы и работы на стационарном рабочем месте). Такой перевод должен оформляться либо заключением дополнительного соглашения к трудовому договору с работником, либо изданием локального нормативного акта, регулирующего временную дистанционную работу, и соответствующего приказа. |
О регулировании труда в некоммерческих организациях |
Федеральным законом от 29 декабря 2020 года № 477-ФЗ внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации. 1. Некоммерческие организации, численность работников которых не превышает 35 человек, с 01 января 2021 года получили право заключать со своими работниками срочные трудовые договоры без дополнительных оснований, установленных статьей 59 Трудового кодекса Российской Федерации. Норма не распространяется на государственные и муниципальные учреждения, государственные корпорации, публично-правовые компании, государственные компании, политические партии, потребительские кооперативы. 2. Некоммерческие организации, среднесписочная численность работников и величина дохода которых за предшествующий календарный год не превышают соответствующих предельных значений, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, теперь вправе также полностью или частично отказаться от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (правил внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, положения о премировании, графика сменности и других актов), за исключением локального нормативного акта о временном переводе работников на дистанционную работу. При этом условия, которые в соответствии с трудовым законодательством подлежат включению в локальные нормативные акты, должны быть включены в трудовые договоры, заключаемые на основе типовой формы трудового договора, утверждаемой Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В соответствии с проектом Постановления Правительства, размещенном на портале проектов нормативных правовых актов, планируется, что норма будет распространяться на НКО, среднесписочная численность работников которых не превышает 15 человек, а ее доход не превышает 120 миллионов рублей. Указанные нормы не распространяются на государственные и муниципальные учреждения, государственные корпорации, публично-правовые компании, государственные компании, политические партии, потребительские кооперативы и религиозные организации. |
О специальной оценке условий труда |
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 30 декабря 2020 года № 503-ФЗ в статьи 8 и 11 Федерального закона «О специальной оценке условий труда», в отношении рабочих мест, которым по итогам специальной оценки условий труда присвоен класс 1 «оптимальный» или класс 2 «допустимый», не требуется проведение повторной оценки условий, если на рабочем месте не происходили несчастные случаи, не было выявлено профессиональных заболеваний у работников, в ходе проведения федерального государственного надзора не выявлены нарушения государственных нормативных требований охраны труда. |
О возможности замены для НКО административного штрафа на предупреждение |
Федеральным законом от 8 декабря 2020 года №410-ФЗ внесены изменения в КоАП РФ, в соответствии с которыми для НКО, их руководителей и иных работников, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, разрешена замена административного штрафа на предупреждение. Замена применима тогда, когда в самой статьей КоАП такое административное наказание, как предупреждение, не предусмотрено, и может применяться за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии: — причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, — угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, — а также при отсутствии имущественного ущерба. Замена не сможет применяться за правонарушения, предусмотренные: — статьей 13.37. Распространение владельцем аудиовизуального сервиса информации, содержащей публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, материалов, публично оправдывающих терроризм, или других материалов, призывающих к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности, — статьей 19.7.5-2. Непредставление сведений некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, — статьей 19.34. Нарушение порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, — статьей 20.3. Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, — частью 2 статьи 20.28. Организация деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, в отношении которой принято решение о приостановлении ее деятельности, либо участие в такой деятельности. |
О противодействии угрозам национальной безопасности |
Федеральным законом от 30 декабря 2020 года № 481-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности» внесены изменения в ряд федеральных законов. В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон «Об общественных объединениях», общественные объединения, осуществляющие свою деятельность без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица, обязаны уведомлять Минюст России о получении имущества из иностранных источников и осуществлении политической деятельности (или о планировании получения имущества из иностранных источников и осуществления политической деятельности) в целях включения сведений в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента. Незарегистрированные общественные объединения, включенные в реестр, обязаны ежеквартально представлять отчетность в Минюст России об объеме денежных средств и (или) иного имущества, полученных от иностранных источников в отчетный период, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества, об их фактическом расходовании и использовании, а также об изменениях сведений, указанных в уведомлении. Материалы, производимые и (или) распространяемые общественным объединением, включенным в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, ее учредителями, членами, участниками, руководителем и лицом, входящим в состав органа такого общественного объединения, должны специальным образом маркироваться. Изменениями, внесенными в Федеральный закон «О некоммерческих организациях», расширен перечень российских лиц, получение имущества от которых будет признаваться получением имущества из иностранных источников в целях признания НКО выполняющей функции иностранного агента. В перечень дополнительно включены российские граждане, получающие имущество из иностранных источников и посредники. Посредником при получении денежных средств и (или) иного имущества от иностранного источника признается гражданин Российской Федерации или российское юридическое лицо, которые осуществляют передачу денежных средств и (или) иного имущества от иностранного источника либо уполномоченного им лица российской некоммерческой организации, участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации. Некоммерческие организации, включенные в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, их учредители, члены, участники, руководители, лица, входящие в состав органов таких НКО, обязаны специальным образом маркировать не только производимые и (или) распространяемые материалы, но и материалы, направляемые такой организацией в государственные органы, органы местного самоуправления, образовательные и иные организации, а также маркироваться должна информация, касающаяся деятельности такой организации, распространяемая через средства массовой информации. В составе отчетности, направляемой в Минюст некоммерческими организациями в общем порядке, а также некоммерческими организациями, включенными в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, необходимо будет указывать информацию о работниках. При проведении проверок деятельности НКО сотрудники Минюста получили право в случае необходимости получения документов и (или) информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия, производства сложных и (или) длительных исследований, специальных экспертиз и расследований продлевать своим решением срок проведения проверки до 45 рабочих дней. В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», физическое лицо, независимо от его гражданства, будет признаваться выполняющим функции иностранного агента, если оно осуществляет на территории Российской Федерации в интересах иностранного государства, его государственных органов, международной или иностранной организации, иностранных граждан или лиц без гражданства (далее — иностранный источник) — политическую деятельность и (или) — целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранным источником могут быть использованы против безопасности Российской Федерации (перечень будет определен Федеральной службой безопасности) при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 (государственная измена) и 276 (шпионаж) Уголовного кодекса Российской Федерации, в связи с оказанным на него иностранным источником либо действующими в интересах иностранного источника гражданами Российской Федерации, российскими организациями воздействием, выражающимся в поддержке указанных видов деятельности (включая предоставление денежных средств, иной имущественной или организационно-методической помощи). Физические лица, деятельность которых соответствует указанным выше критериям, обязаны подать заявление в Минюст России о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента. Законом установлен также перечень лиц, освобождаемых от необходимости подавать такое заявление. |
О реестрах НКО |
Приказом Минэкономразвития России от 23 декабря 2020 года № 848 утвержден порядок представления в Министерство экономического развития Российской Федерации сведений для включения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций и реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. Включению в реестры подлежат: — социально ориентированные некоммерческие организации, включенные в реестры получателей государственной и муниципальной поддержки; — социально ориентированные некоммерческие организации, являющиеся с 1 января 2017 г. получателями грантов Президента Российской Федерации; — социально ориентированные некоммерческие организации, получившие статус социально ориентированной некоммерческой организации — исполнителя общественно полезных услуг с 1 января 2017 года; — некоммерческие организации, являющиеся частными образовательными организациями, осуществляющими на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана; — благотворительные организации, представившие установленную законодательством отчетность в Минюст России за 2017-2018 годы. Приказом установлены сроки представления сведений в Минэкономразвития органами государственной власти и местного самоуправления, Минюстом России, Рособрнадзором, Фондом президентских грантов. К моменту подготовки настоящего бюллетеня Приказ опубликован не был. |