С 16 по 18 мая 2014 года в здании Областной научной библиотеки имени В.И. Ленина состоялся семинар «Социальное предпринимательство: от идеи к бизнес-идее», организованный Региональным информационно-ресурсным Фондом при участии Центра поддержки НКО при Общественной палате Ульяновской области.

По словам организаторов, курс был рассчитан на представителей некоммерческих организаций и инициативных граждан, заинтересованных в разработке проектов в рамках социального предпринимательства.

В ходе семинара присутствовавшие получили исчерпывающую информацию о бизнес-планировании, знания в области правовых и финансовых основ предпринимательской деятельности, узнали о государственных, региональных и муниципальных программах поддержки малого и среднего бизнеса. Программа обучения была направлена на развитие предпринимательских навыков участников, освещение аспектов взаимодействия социального бизнеса с партнерами, органами власти, коммерческими структурами и СМИ, расширение деловых связей, знакомство с основами права и бухгалтерского учета для социально ориентированного бизнеса, а также формирование комплексного видения ситуации и проблем, актуальных для социальных предпринимателей в настоящее время.

Изюминкой мероприятия стала практическая часть. Участникам было предложено создать и презентовать собственные проекты в сфере социального предпринимательства. В течение всех трех дней они пытались «приложить» получаемые теоретические знания к индивидуальным проектам, поэтапно воплощать свои идеи, искать инструменты и эффективные пути для развития бизнеса.

Программа семинара оказалась невероятно насыщенной. В первый день слушателям подробно рассказали о сути понятия «социальное предпринимательство», его характерных чертах и роли в обществе. Они ознакомились с тенденциями развития социального предпринимательства в США, Европе, Латинской Америке и Азии, узнали о первых социальных предприятиях в России и за рубежом.

«Участникам курса объяснили, что в нашей стране основой развития социального предпринимательства является некоммерческий сектор, познакомили с основными видами деятельности отечественных социальных предприятий. Их особое внимание обратили на российскую специфику развития отрасли и то, что при использовании зарубежного опыта необходимо внимательно анализировать, насколько он применим в России в целом и конкретном проекте», — прокомментировала руководитель Центра поддержки НКО Елена Шпоркина.

Сотрудник Регионального информационно-ресурсного Фонда Надежда Дерябина в своем выступлении отразила тему: «Предоставление социальных услуг населению в практике социально ориентированных НКО», упомянув о перспективах подобной деятельности и возможных затруднениях. Не были обойдены вниманием вопросы взаимодействия социальных предприятий и государства, а также правовой блок: законодательная база РФ о социальном предпринимательстве, организационно-правовые формы социальных предприятий, требования к их учредительным документам, специфика создания, реорганизации и ликвидации, основы правовой грамотности предпринимателей и др.

Второй день семинара был посвящен широкому кругу тем: особенностям налогообложения и подготовки отчетности социальных предприятий и технологиям PR, в том числе этапам создания сайтов, правилам расчета их бюджетов и отслеживания эффективности, а также специфике продвижения в сети Интернет через поисковые системы, социальные сети, Youtube, бизнес-порталы, форумы и т.д.

     Особенно заинтересовала слушателей лекция «Бизнес-планирование в сфере социального предпринимательства», в ходе которой они ознакомились с функциями и структурой бизнес-плана, осознали их связь с миссией и целями организации. В этой связи важным оказалось упоминание о методе SWOT-анализа, заключающемся в выявлении сильных и слабых сторон компании, ее возможностей и потенциальных угроз. Последний широко используется для позиционирования организации в конкурентной среде и в бизнес-планировании.

В третий, итоговый день состоялась лекция на тему: «Анализ конкурентной среды и маркетинговый план». Определение и сегментация клиентов, каналов дистрибьюции и уровня конкуренции, маркетинговый аудит и анализ рынка, планирование объемов продаж и определение точки безубыточности – вот лишь немногие из вопросов, освещенных в рамках занятия. По его завершении участники получили задание для самостоятельной работы – составить маркетинговый план организации социального предпринимательства.

Не менее увлекательной стала организованная модераторами деловая игра по разработке бизнес-плана социального предприятия. Слушатели, разделенные на команды, попробовали составить и презентовать аудитории бизнес-планы на основе полученных первичных данных о предполагаемом проекте. Сферы деятельности, которые они выбрали для отработки технологии, включали туризм для людей с ограниченными возможностями, предоставление услуг «индустрии здоровья», реабилитации на льготной основе, дошкольного образования и др.

Подводя итоги семинара и организаторы, и участники сошлись во мнении о высоком уровне организации мероприятия, широте рассмотренных тем и глубине их раскрытия. Многие слушатели с энтузиазмом благодарили представителей РИФ, Центра поддержки НКО, модераторов и лекторов за полученные знания, заверив, что непременно будут применять их на практике в дальнейшей работе.