В этом выпуске Вы можете прочитать:
- об использовании НКО банкоматов,
- об изменении отдельных правил управления целевыми капиталами,
- об административной ответственности НКО,
- о едином реестре сведений о физических лицах, выполняющих функции иностранного агента, либо аффилированных с выполняющими функции иностранного агента лицами,
- об отмене плановых проверок в 2022 году,
- об изменениях порядка создания и ведения реестра национально-культурных автономий.
Об использовании НКО банкоматов
Некоммерческие организации получат возможность вносить денежные средства на свой расчетный счет с использованием банкоматов. Например, так можно будет зачислять на банковский счет наличные денежные средства, собранные с помощью ящика для сбора благотворительных пожертвований. Напомним, сделать это необходимо в течение трех рабочих дней со дня извлечения денежных средств из ящика.
Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 6 марта 2022 года №35-ФЗ в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» и вступят в силу с 03 сентября 2022 года.
Об изменении отдельных правил управления целевыми капиталами
Федеральным законом от 6 марта 2022 года №36-ФЗ изменен ряд правил, касающихся управления целевыми капиталами НКО:
- расширен перечень активов, в которые может осуществляться инвестирование денежных средств, составляющих целевой капитал некоммерческой организации. В перечень включены инвестиционные паи биржевых паевых инвестиционных фондов, а также клиринговые сертификаты участия;
- установлено, что размер расходов управляющей компании, связанных с доверительным управлением имуществом, составляющим ЦК (кроме недвижимого имущества), не может превышать определенный договором доверительного управления процент средней стоимости чистых активов, находящихся в доверительном управлении, за отчетный год. При этом он не может быть более 0,2 процента средней стоимости чистых активов, находящихся в доверительном управлении, за отчетный год;
- разрешено оплачивать расходы, связанные с доверительным управлением недвижимым имуществом, за счет имущества, составляющего целевой капитал, находящегося в доверительном управлении, при этом размер расходов не может превышать определенный договором доверительного управления процент средней стоимости чистых активов, находящихся в доверительном управлении, за отчетный год;
- установлено, что предельный размер вознаграждения управляющей компании рассчитывается от средней стоимости чистых активов, находящихся в доверительном управлении управляющей компании по договору доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, за отчетный год;
- исключена компетенция Банка России в части регулирования отдельных частных аспектов деятельности по установлению требований, направленных на ограничение рисков при заключении управляющими компаниями, осуществляющими доверительное управление целевым капиталом, договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, а также по установлению порядка и сроков расчета стоимости чистых активов, находящихся в доверительном управлении управляющей компании целевого капитала, отнеся их на условия договора доверительного управления между учредителем доверительного управления и управляющей компанией.
Об административной ответственности НКО
Федеральным законом от 26 марта 2022 года №70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» установлено, что за впервые совершенное административное правонарушение некоммерческой организации может быть назначено только предупреждение. Данное правило распространяется на правонарушения, не связанные с причинением вреда (возникновением угрозы причинения вреда) жизни и здоровью людей, а также окружающей среде, с имущественным ущербом, за которое нормами особенной части КоАП РФ установлена санкция в виде административного штрафа.
Размер административного штрафа для СОНКО, включенных в соответствующий реестр, по соответствующим статьям (частям статей) раздела II КоАП РФ (или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях) устанавливается в размере, предусмотренном не для юридических лиц, а для индивидуальных предпринимателей (для этого вводится новая статья 4.1.2 КоАП). Если для индивидуальных предпринимателей в этих санкциях назначение административного наказания в виде административного штрафа не предусмотрено, то размер штрафа не может составлять более ? максимального размера и менее ? минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридического лица (при наличии в санкции штрафа для должностного лица – не менее минимального размера штрафа для такого лица).
НКО могут освобождаться от административной ответственности за административное правонарушение, если их должностное лицо или иной работник привлечены к административной или уголовной ответственности, при условии, что организацией были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Изменениями установлен запрет на суммирование административных штрафов при назначении административного наказания за несколько объединенных одним составом административных правонарушений, выявленных в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, т.е. за несколько идентичных правонарушений наказание будет назначаться как за одно. В случае выявления нескольких административных правонарушений, предусмотренных разными составами, применяется одно наказание, но наиболее строгое из предусмотренных соответствующими статьями КоАП.
О едином реестре сведений о физических лицах, выполняющих функции иностранного агента, либо аффилированных с выполняющими функции иностранного агента лицами
В соответствии с Федеральным законом от 14 марта 2022 года № 60-ФЗ будет создан реестр сведений о физических лицах, выполняющих функции иностранного агента, либо аффилированных с выполняющими функции иностранного агента лицами.
- В реестр будут включаться сведения о физических лицах:\включенных в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента;
- включенных в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента;
- входящих (входивших) в состав органов некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, и (или) являющихся (являвшихся) ее учредителем, членом, участником, руководителем либо работником;
- входящих (входивших) в состав органов незарегистрированного общественного объединения, выполняющего функции иностранного агента, и (или) являющихся (являвшихся) его учредителем, членом, участником, руководителем;
- входящих (входивших) в состав органов управления и (или) являющихся (являвшихся) учредителем, руководителем, работником иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, иного лица, информация о котором включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента;
- осуществляющих (осуществлявших) политическую деятельность и получающих (получавших) денежные средства и (или) иную имущественную помощь от некоммерческой организации, незарегистрированного общественного объединения, физического лица, выполняющих функции иностранного агента, в том числе через посредников, для осуществления политической деятельности.
Порядок ведения указанного единого реестра должен быть утвержден Минюстом России, а необходимая для его ведения информация будет поступать в Минюст от МВД, ФНС, Росфинмониторинга, Роскомнадзора и Пенсионного фонда в порядке, который будет установлен Правительством.
Об отмене плановых проверок в 2022 году
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 отменено проведение плановых проверок в 2022 году, за исключением случаев, когда объекты контроля отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска.
Минюст России в 2022 году может проверять деятельность НКО во внеплановом порядке с извещением органов прокуратуры. Возможно также проведение мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований (размещение перечней НПА, информирование, обобщение практики, направление предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований).
Об изменениях порядка создания и ведения реестра национально-культурных автономий
Федеральным законом от 01.04.2022 №89-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона «О национально-культурной автономии» функции ведения реестра национально-культурных автономий переданы от Минюста России к Федеральному агентству по делам национальностей (ФАДН). Минюст России будет передавать сведения для ведения реестра в ФАДН, а Порядок ведения реестра и состав включаемых в него сведений будет определен постановлением Правительства РФ.
При создании федеральной или региональной национально-культурной автономии один из инициаторов должен будет направить сообщение о предстоящем учреждении в ФАДН не менее чем за 3 месяца до проведения учредительной конференции (съезда). При этом, ФАДН вправе направлять своих представителей для участия в учредительной конференции (съезде) федеральной или региональной НКА.
Законом уточнен порядок формирования и деятельности консультативного совета по делам НКА при ФАДН, действующего на общественных началах.