В этом выпуске Вы можете прочитать:
- об изменениях форм отчетности некоммерческих организаций в Минюст России,
- об изменениях порядка принятия решений органами управления,
- о реестре незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента,
- о нежелательных на территории России организациях.
Об изменениях форм отчетности некоммерческих организаций в Минюст России |
Формы отчетов НКО в Минюст ОН0001, ОН0002 и отчета общественных объединений ОН0003 утверждены в новой редакции Приказом Минюста России от 28.06.2021 № 107. Изменения позволят НКО отразить в отчетах сведения об иностранных источниках, включенных в закон в конце 2020 года: российские граждане, получающие имущество, в том числе деньги, из иностранных источников, а также российские граждане и юридические лица, действующие в качестве посредников при получении некоммерческой организацией имущества из иностранных источников. В форме ОН0001 появился новый лист для отражения сведения о работниках организации в отчетном периоде. Тем же Приказом внесены изменения в порядок ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, в том числе перечень сведений, включаемых в реестр на электронных носителях, дополнен абзацами, предусматривающими включение сведений о физических и юридических лицах, действующих в качестве посредников при имущества от иностранных источников, а также сведений об иностранных источниках, от которых имущество получено гражданами и российскими юридическими лицами, от которых в свою очередь их получила некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента. Расширение перечня иностранных источников в Федеральном законе «О некоммерческих организациях» нашло свое отражение и в изменившейся форме отчета для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранных агентов. Новая форма отчета ОИА001 утверждена Приказом Минюста России от 28.06.2021 № 105. |
Об изменениях порядка принятия решений органами управления |
С 01 июля 2021 года изменяются правила принятия решений органами управления. Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 28 июня 2021 года № 225-ФЗ в главу 9.1 части первой Гражданского кодекса РФ. Решения органов управления некоммерческих организаций могут приниматься дистанционно с помощью электронных либо иных технических средств. Для этого необходимо принять единогласное решение о том, какие средства будут использоваться, или внести информацию о них в устав организации. Использовать можно только те электронные либо иные технические средства, которые позволяют достоверно установить лицо, принимающее участие в заседании, дать возможность участвовать в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать. Решение органа управления может быть принято без проведения заседания, голосование проводится заочно. При заочном голосовании члены органа управления направляют документы, содержащие сведения об их голосовании по вопросам повестки дня, в том числе с помощью электронных либо иных технических средств. Решение будет считаться принятым, если такие документы были направлены более чем 50% членов органа управления, и за него проголосовало большинство направивших документы. Возможно совмещение голосования на заседании и заочного голосования, если такое право закреплено в уставе организации или если о этом принято единогласное решение членов органа управления организации. По общему правилу, факт проведения заседания и результаты голосования, результаты заочного голосования фиксируются в письменном протоколе, который может составляться с помощью электронных либо иных технических средств. Протокол о проведении заседания подписывается председательствующим на заседании и секретарем заседания, протокол о результатах заочного голосования — лицами, проводившими подсчет голосов или зафиксировавшими результат подсчета голосов. Требования к содержанию протоколов уточнены. В соответствии с пунктом 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса в протоколе должны быть указаны: 1) дата и время проведения заседания, место проведения заседания и (или) способ дистанционного участия членов органа управления в заседании, а в случаях заочного голосования — дата, до которой принимались документы, содержащие сведения о голосовании членов гражданско-правового сообщества, и способ отправки этих документов; 2) сведения о лицах, принявших участие в заседании, и (или) о лицах, направивших документы, содержащие сведения о голосовании; 3) результаты голосования по каждому вопросу повестки дня; 4) сведения о лицах, проводивших подсчет голосов, если подсчет голосов был поручен определенным лицам; 5) сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол; 6) сведения о ходе проведения заседания или о ходе голосования, если участник органа управления требует их внести в протокол; 7) сведения о лицах, подписавших протокол. Гражданский кодекс оставляет возможность для исключений из правила о составлении протокола. Иные способы подтверждения проведения заседания и результатов голосования на заседании, а также результатов заочного голосования могут быть установлены самим кодексом, иными законами, а также единогласным решением участников органа управления или уставом организации. В таких случаях, организация обязана обеспечить хранение и воспроизведение в неизменном виде сведений, подлежащих, по общему правилу, включению в протокол. |
О реестре незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента |
Минюст России Приказом от 1 июня 2021 года № 92 утвердил: 1) порядок ведения реестра незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента; 2) порядок и сроки уведомления общественным объединением, функционирующим без приобретения прав юридического лица, о получении (намерении получать) денежных средств и (или) иного имущества от иностранных источников и об участии (намерении участвовать) в политической деятельности на территории РФ; 3) форму отчета общественного объединения, включенного в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, информации об объеме денежных средств и (или) иного имущества, полученных от иностранных источников в отчетный период, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества, об их фактическом расходовании и использовании; 4) форму сообщения общественного объединения, включенного в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, об изменении сведений, указанных в части 3 ст. 29.1 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях»; 5) форму заявления общественного объединения, включенного в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, об исключении из реестра незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента. Напомним, что включение в реестр незарегистрированного общественного объединения осуществляется на основании поданного им уведомления, либо на основании поступление в Минюст России документов от государственных органов, подтверждающих получение общественным объединением, которое функционирует без приобретения прав юридического лица, и не подало уведомление, денежных средств и (или) иного имущества от иностранных источников и участие в политической деятельности, осуществляемой на территории РФ. |
О нежелательных на территории России организациях |
Для российских граждан и юридических лиц установлен дополнительный запрет на участие в деятельности нежелательной на территории России иностранной или международной неправительственной организации за пределами территории Российской Федерации. Таким образом, если планируется участие в мероприятии за границей РФ, целесообразно проверить, не отнесена ли деятельность его организатора к нежелательной. Ознакомиться с перечнем можно на официальном сайте Минюста России в разделе «Документы». Указанные изменения приняты Федеральным законом от 28 июня 2021 года № 230-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 3-1 Федерального закона «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» и вступили в силу 07 июля 2021 года. |