Круглый стол «Алгоритм оказания психологической помощи в чрезвычайной ситуации» состоялся 30 марта 2018 на территории Центра коррекционной и семейной психологии.

«Когда случилась трагедия в Кемерово, вся страна поддалась массовому психозу и панике», – отметила директор Центра коррекционной и семейной психологии Анна Муромская на круглом столе, посвященном этой теме. Как так произошло? Что делать в таких ситуациях? В этом разбирались ульяновские психологи, уполномоченные по правам человека и ребенка, представители МЧС, «Клуба активных родителей» и «Красного Креста». Специалисты пришли к выводу: подобные ситуации – это личная ответственность каждого, которой нам сегодня не хватает.

Анна Немоляева, председатель Правления УРОО «Клуб активных родителей» поделилась информацией о реализации проекта «Ребенок: школа безопасности», который проходит на территории ульяновских школ. С ноября 2017 года по проекту «Школа безопасности», реализуемого на средства регионального конкурса субсидий для СО НКО было обучено около тысячи детей. По словам Анны Немоляевой, потребность в таких уроках очень большая: родители понимают, что нужно учить детей безопасности, но как учить, они не знают.

«У нас хорошие отзывы от родителей и педагогов. Но в марте мы получили первый негативный отзыв от родителей – они сказали, что мы воспитываем у детей страх. Тогда мы поняли, что нужно заниматься и с родителями, ведь именно страх включает те или иные модели поведения ребенка. Родители не знают, как и чему учить детей. ОБЖ слишком поздно входит в программу, специалисты не знают сами, как рассказывать маленьким детям. Еще один важный момент – внутренний допуск самих родителей: допустим, мы сидим в кино, и вдруг запахло гарью. Кто из нас сможет встать посреди тишина зала и сказать, что почувствовал запах гари? В поколении постарше еще не умерла ответственность, но мы ее стесняемся. Поэтому нужно работать и с родителями».

Елена Ивановна Сибагатуллина, председатель УРО ООО «Российский Красный Крест» рассказала о курсах оказания первой помощи, которые можно пройти в отделении Красного креста г. Ульяновска. «Мы обучаем население первой помощи. В 2016 году мы обращались в Минобразования с предложением – у нас был проект по обучению учителей ОБЖ – по одному в каждой школе. Вы знаете, с каким трудом мы обучили 30 человек! Учителя ОБЖ не знают первую помощь. Сейчас ввели профстандарты для учителей – у нас две школы искусств в Ульяновске обучили всех учителей, учителя к нам ходили с удовольствием, понимая, что такую практику им не дадут больше нигде. Понятно, что денег в школе нет, они вызывают специалиста из Центра охраны, откуда приходят и читают им лекцию по стандарту. На этом все. Но на самом деле не обучены учителя. Некоторые преподаватели идут к нам самолично».

Вагин Вячеслав Вадимович, Начальник отдела дознания и административной практики Главного Управления МЧС по Ульяновской области поделился информацией о текущей деятельности МЧС Ульяновской области по профилактике возникновения ЧС, высказался о необходимых формах обучения правилам безопасности детей и взрослых. «Каждый человек должен быть подготовлен самостоятельно. Мы, в свою очередь, активно пытаемся доносить требования и правила. Нужно еще отметить, что для детей мнение родителей в определенном возрасте существует редко, есть мнение сверстников и посторонних людей – и вот здесь уже должны включаться государственные механизмы, чтобы эту информацию доносить не только из семьи, но и из тех сфер, с которыми он взаимодействует. И здесь школа имеет достаточно большое значение. Программа ОБЖ содержит информацию, которая, по большому счету, поможет защитить себя, но почему-то складывается так, что многие люди воспринимают ОБЖ как урок, где все легко и неинтересно, он не воспринимается как теория спасения себя и близких».

Губкина Светлана Владимировна, научный руководитель психологического центра «ГОРИЗОНТ», старший преподаватель кафедры психологии УЛгУ, волонтер pro-bono АНО ДПО «ЦКСП» давала информацию о видах поведения людей в ЧС с точки зрения психологии, о доступных мерах психологической безопасности при освещения ЧС в СМИ и т.п. «По большому счету, людей условно можно разделить на две категории, – отмечает ведущий специалист Центра коррекционной и семейной психологии, старший преподаватель кафедры психологии УлГУ Светлана Губкина. – Это люди, которые мобилизуются в состоянии стресса и начинают что-то делать, и люди, которые уходят в пассивное состояние, то есть замирают. Иными словами, речь идет об инстинктах «дерись-беги» или «замирай, прикинься мертвым – и опасность тебя минует». Но второй инстинкт здесь не работает. Что здесь можно сделать? В момент ситуации, как мне кажется, уже сложно что-то делать с этим инстинктом – нужно работать на опережение. То есть мы здесь говорим о превентивных мерах – как мы можем помочь человеку, как должна выглядеть система подготовки к таким ситуациям, чтобы он мог спасти себя и окружающих».

В живом и интенсивном диалоге обсуждались вопросы не только психологической безопасности в ЧС, но и наиболее распространенные причины их возникновения, необходимости превентивных мер в подготовке специалистов по работе с детьми, профилактике халатности через трансляцию принципа личной ответственности каждого человека, как в ореоле его обитания, так и в области применения им своих профессиональных знаний и навыков.
Именно тема личной ответственности каждого стала одной из самых обсуждаемых для всего мероприятия.
По итогам круглого стола участники пришли к единодушному мнению о необходимости активного взаимодействия общественных организаций, государственных структур и граждан по формированию ответственной гражданской и человеческой позиции у людей, регулярной и современной трансляции норм и правил безопасности, в том числе -психологической, о повышении уровня личной ответственности у людей, облеченных должностными полномочиями и являющимися специалистами в сфере взаимодействия с людьми (журналисты, педагоги, и т.д.)

Подытоживая круглый стол, Анна Муромская еще раз отметила важность личной ответственности каждого: «Мы увидели перекрытые двери – и промолчали, увидели в батутном центре грязные кубики, которые годами не моются, – и промолчали. Та истерия, которая была после того, что случилось, – это уровень личной ответственности каждого. Если я не владею фактами, если я там лично не присутствовала, если никто из моих родственников не присутствовал – должна ли я включаться в этот конфликт в плане обсуждения? Обязана ли я репостить, высказать свое мнение? Это, на мой взгляд, уровень личной ответственности. Мое мнение как специалиста – не нужно устраивать истерию, этим людям плохо, хотите помочь – помогите делом. Что мы можем сделать здесь, в Ульяновске? Мы можем оказать конкретную помощь. Я обращалась, спрашивала, нужна ли помощь наших психологов – там достаточно своих специалистов, и они отказались, хотя им было приятно, что мы обратились. Я сделала действие. Также мы можем оказать материальную помощь. Это дело. Организация круглого стола – это дело. То есть моя личная ответственность такая – я позволила выйти эмоциям, два дня плакала, а потом уже начала действовать. К этому хотелось призвать всех – действовать со своей профессиональной точки зрения».

Использованы материалы: http://ulgrad.ru/?p=168979