Тренинг под таким названием для руководителей ульяновских детских домов впервые прошел 10 февраля 2013 г. Организовал эту встречу благотворительный фонд «Дари добро», а в качестве ведущей выступила Татьяна Люлькина – ректор АНО «Учебный центр «Симбирск – ЛИНК», президент благотворительной организации «Ротари клуб – Ульяновск».

   Участники мероприятия сосредоточились на трех основных моментах: каково реальное положение в детских домах, какими они должны быть, чтобы воспитывать подготовленных к жизни детей, и что мешает двигаться от нынешней ситуации к желаемой?

   Конечно, идеальным вариантом было бы устройство ребят в приемные семьи, ведь в этом случае проблемы детских домов решать просто не придется. Но если по объективным причинам это невозможно, важно понимать, какими компетенциями должны обладать выпускники таких учреждений. Среди первых и основных трудностей для них было отмечено отсутствие навыка социального взаимодействия, из-за чего «вытекает» масса других проблем: дети, растущие без родителей, не представляют, как сходить в больницу, вызвать врача или сантехника на дом, обратиться в органы власти и т.п.

   По мнению руководителей детских домов, невозможность дать воспитанникам подобные навыки связаны, в первую очередь, с огромным количеством законодательных ограничений и контроля со стороны различных структур. «Государственные дети» — так называют ребят детских домов, а это значит, что ответственность за них лежит на сотрудниках учреждений. Любые передвижения они совершают в сопровождении, а часто не совершают их вовсе, так как медицинские и другие услуги можно получить и в рамках детского дома. То же самое с приготовлением пищи, бытовыми навыками и т.п. – заставлять сирот самим готовить, убираться и «вкручивать лампочки» нельзя, иначе не избежать обвинений в «эксплуатации детского труда».

   Когда тренинг подошел к моменту построения картины «А как же должно быть?», варианты решения не совсем соответствовали проблемам. Как обычно (не только в детском доме, в любой организации), участниками было названо две основных причины: недостаток финансов и избыток вмешательств извне. Бесспорно, обе они имеют место, однако, помимо внешних, специалистам нужно уметь видеть и внутренние факторы, поддающиеся влиянию.

   Несмотря на обилие проблем, каждое учреждение обладает собственными ресурсами, которые при желании можно направлять в нужное русло. Идеальный детский дом – это не дом с бассейном, конюшней, садом и зоопарком, он должен, прежде всего, подготовить сироту к самостоятельной жизни. А сделать этот смогут только профессиональные социальные работники и педагоги. Конечно, тяжело говорить о найме «суперпрофи» в детский дом при нынешних зарплатах и очень далеких перспективах их роста. Тем не менее, важно хотя бы осознать, что именно взрослые, компетентные люди больше всего влияют на детей.

   За шесть часов активной дискуссии, удалось обсудить лишь малую часть вопросов. А это значит, что не за горами новая встреча, участники которой постараются сформулировать более четкие шаги по изменению и модернизации детских домов. По заверению сотрудников фонда «Дари добро», они готовы и в дальнейшем активно участвовать в работе подобных учреждений, подготовке специалистов, составлении планов деятельности, освещении актуальных проблем в СМИ.

   Источник: http://www.dar-fond.ru/241.html