На форуме «Сообщество» эксперты озвучили, каких трендов социального проектирования стоит придерживаться при написании грантовой заявки.
Тренд на партнерство
Алексей Арбузов, модератор сессии и тренер образовательных программ для НКО, считает, что на сегодняшний день основной из трендов, который нужно развивать, — это партнерство. Речь идет о партнерстве внутри сектора, партнерстве НКО и бизнеса, НКО и бюджетных организаций. По мнению Арбузова, этот тренд при нужном развитии будет наиболее устойчивым.
Александр Спивак, председатель правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения, говорит, что государство тоже часто выступает как главный партнер НКО — заказчик и донор. И хотя этот тренд, по его словам, вызывает много негативных последствий, он все же имеет и позитивную сторону — в силу того что государство располагает большим бюджетом. Для НКО основным плюсом в партнерстве с государством будет то, что, скорее всего, искать средства на свою деятельность где-то на стороне не придется. «Безусловно, зависеть от государства на 100% не стоит, нужно диверсифицировать своих доноров. Но если пользоваться таким партнерством с умом, оно принесет одни плюсы», — считает Александр.
Молодые НКО, по словам Татьяны Дунаевой, советника по грантовой деятельности благотворительной организации «Детские деревни — SOS», работают разрозненно: предпочитают не партнериться с другими организациями, считая их конкурентами, что в корне неверно.
Тренд на исследования
Проблеме исследования не все уделяют должное внимание, считает Екатерина Картаева, эксперт федеральных грантовых конкурсов и тренер марафона по социальному проектированию Фонда президентских грантов. Однако в будущем, по словам Картаевой, эксперты, оценивающие заявки на грант, будут все более тщательно рассматривать именно исследовательскую часть проекта. Уже сейчас проекты, не дополненные исследованием, кажутся незавершенными, что говорит о зарождении тренда на доказательные исследования. Еще одна задача исследований — это анализ конкурентов. Обычно это свойственно для бизнеса, но НКО-заявителям тоже стоит анализировать то, как решали ту же проблему другие субъекты на той же территории, советует Екатерина.
Тренд на использование ИИ
У некоммерческих организаций не всегда есть ресурсы на то, чтобы платить профессионалам за работу или самостоятельно разбираться в огромном массиве данных. В таком случае на помощь могут прийти технологии машинного обучения, доступные для всех.
Георгий Ситников, зампред Общественной палаты Пермского края, назвал пару задач, которые можно решить с помощью искусственного интеллекта: Загрузив материалы оценки заявок, предыдущих проектов, проектов других организаций, можно вычленить те методы, которые являются инновационными и уникальными; Выявить тенденции и закономерности, присутствующие в базах данных, которые ведет НКО.
Тренд на привлечение студентов
Студенты — это отличный ресурс для симбиоза. Каждый участник получает свое — бесценный опыт работы и качественный проект. Татьяна Дунаева советует не стесняться и наиболее полно прописывать в своей грантовой заявке, кого именно привлекали для реализации того или иного проекта. Такое партнерство наверняка принесет дополнительные баллы проекту.
А совместное исследование со студентами-социологами будет еще актуальнее, поскольку в таком взаимодействии переплетаются сразу три важных на сегодняшний день тренда.
«На коммерческом рынке объемные исследования могут быть крайне дорогостоящими. Сотрудничество со студентами позволит получить практически такой же по качеству продукт, но бесплатно», — говорит Ситников.
Кратко о других трендах
В ходе дискуссии эксперты выделили небольшие тренды, которые тоже стоит учитывать в своей деятельности:
- тренд на масштабирование своих проектов в других регионах (написание методичек и распространение среди партнерских НКО и других стейкхолдеров);
- профессионализация НКО и ее сотрудников;
- тренд на внешнюю оценку проекта (привлекайте к оценке социального эффекта независимых экспертов, у которых есть такой опыт).
Что еще повысит шансы получения гранта?
- Ведите долгосрочную линию работы — реализуйте множество разных проектов, созданных для разной аудитории, но объединенных одной темой.
- Пишите заявку так, чтобы грантодатель не мог не дать деньги на реализацию проекта, детализируйте ее и доводите до идеала.
- Работайте на имя организации — участвуйте в форумах, появляйтесь в СМИ.
- Презентуйте хотя бы два проекта, которые ведете параллельно.
- Не копируйте свою предыдущую заявку — грамотный эксперт обязательно сравнит ее с нынешней.
- Доработайте недочеты, на которые вам указали в предыдущей оценке.
Гранты — это отличная опора для любой организации. Чтобы доказать свою устойчивость и умение правильно распределять средства, Александр Спивак советует не забывать о проектировании своей деятельности. «Несмотря на то что сейчас говорят, мол, горизонт планирования в России крохотный, прогнозирование того, что произойдет в будущем, создает каркас, благодаря которому можно куда-то двигаться», — объяснил Спивак.
Полную запись обсуждения «Тренды социального проектирования. Новые вызовы» можно посмотреть по ссылке.
Форум «Сообщество» — открытая рабочая площадка для трехстороннего диалога между обществом, бизнесом и властью. Его главная задача — выявить лучшие региональные и федеральные практики гражданской активности, объединить единомышленников. Организатор форума — Общественная палата РФ.