Из чего состоит новая модель рейтинга «Регион-НКО» и как регион может улучшить свою позицию.
18 февраля в Общественной палате РФ состоялся разбор методики формирования рейтинга третьего сектора «Регион-НКО 2021», подготовленного силами ОП РФ совместно с агентством «РАЭКС-Аналитика».
Результаты рейтинга были представлены в рамках итогового форума Общественной палаты РФ «Сообщество» в Москве 2 ноября прошлого года.
Основной вопрос, на который отвечает рейтинг, — «Насколько развит некоммерческий сектор в регионе, насколько велик его потенциал и насколько эффективно этот потенциал реализуется?»
«После запуска пилотного рейтинга год назад, мы тщательно оттачивали методику, внесли довольно серьезные изменения и далее ожидаем, что больших скачков в позициях рейтинга по причине некорректной оценки не будет», — комментирует председатель Комиссии по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Общественной палаты РФ Елена Тополева.
После публичного представления результатов, эксперты провели консультации для нескольких регионов, которые были заинтересованы в детальном разборе показателей рейтинга. Такой запрос все еще существует и консультации продолжатся, уточнила Тополева.
В марте печатная версия рейтинга будет разослана во все региональные общественные палаты и различные ведомства.
Также по результатам рейтинга будет опубликована открытая база данных, где можно будет делать различные выборки по сопоставлению и любая организация сможет сравнить свои показатели с аналогичными у других НКО в регионе или на федеральном масштабе, добавляет генеральный директор рейтингового агентства «РАЭКС-Аналитика» Дмитрий Гришанков.
На каких данных основан рейтинг
Для подготовки рейтинга был собран обширный массив информации от министерств и ведомств, из?открытых источников: данных Минюста, Минэкономразвития, Росстата, Агентства социальной информации, «СПАРК-Интерфакс» и других.
Также были использованы результаты опроса 1881 эксперта, проведенного Общественной палатой среди членов региональных палат и специалистов на местах.
Что изменилось в 2021 году по отношению к пилотному рейтингу?
Была учтена критика и предложения от более чем 30 регионов после пилотного рейтинга.
Количество критериев увеличилось в полтора раза — до 60 показателей. Число рейтинговых факторов расширено с 9 до 10. Появился новый фактор — «Значимость ресурсных центров». В итоге новый рейтинг учитывает более 150 метрик (исходных значений), которые «перепроверяют» и корректируют друг друга за счет разного удельного веса каждого.
Скриншот трансляции встречи
Почему в новом рейтинге так сильно изменились позиции некоторых регионов?
Это произошло по одной из двух причин. Первая — за счет успешных усилий регионов для развития некоммерческого сектора. Вторая — из-за изменений в методике — нормирования, уточнения факторов и индикаторов в рейтинге.
Из чего состоит новая рейтинговая модель
Оценка регионов производилась по 10 направлениям (факторам):
- Экономическая значимость некоммерческого сектора в регионе — учитываются количество НКО, суммарная выручка НКО в регионе;
- Устойчивость существования некоммерческого сектора в регионе — доля действующих НКО, средний возраст НКО в регионе, количество новых НКО и так далее;
- Активность деятельности НКО — участие в конкурсах Фонда президентских грантов, доля получивших гранты;
- Поддержка НКО региональной властью — объем поддержки НКО, оказанной регионом, общее количество поддержанных НКО;
- Онлайн-доступность информации о поддержке НКО в регионах — насколько легко любая НКО региона может выяснить, как она может получить поддержку;
- Медиаактивность некоммерческого сектора в регионе — количество публикаций об НКО в материалах АСИ и других федеральных и региональных СМИ;
- Результаты экспертного опроса о развитии некоммерческого сектора — оценка независимыми экспертами взаимодействия между НКО, властью, СМИ и бизнесом в регионе;
- Социальная значимость сектора в регионе — численность работников НКО в регионе, динамика налоговых вычетов на благотворительность, объем социальных услуг в регионе, количество НКО в реестре поставщиков социальных услуг;
- Значимость региональных общественных палат для НКО — общественно-политическая активность региональной Общественной палаты;
- Значимость ресурсных центров поддержки НКО — количество центров, суммарные сборы ресурсных центров и так далее.
Как улучшить свое положение в рейтинге
На первых местах в рейтинге сейчас — Москва, Вологодская область, Республика Татарстан, Ханты-Мансийский автономный округ и Челябинская область.
В справках, которые будут разосланы в регионы вместе с итогами рейтинга, по каждому региону будет подробно отражено, из чего сложилась его позиция. Там же будут даны рекомендации, что необходимо изменить, чтобы скорректировать позицию.
«Улучшение своей позиции в рейтинге реально и целиком зависит от самих организаций и органов власти. Место в рейтинге не связано с количеством денег или масштабом сектора в регионе. Рывок в рейтинге всегда связан с успешной совместной работой сектора, администрации и местной Общественной палаты», — уверен Дмитрий Гришанков.
Источник: АСИ