Что нужно, чтобы попасть в первую двадцатку «Региона НКО» и как в этом может помочь губернатор.
7 октября в Петрозаводске на региональном форуме «Сообщество» прошла проектная сессия «Рейтинг «Регион-НКО»: устранение региональных диспропорций в развитии третьего сектора», традиционная площадка Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО. На сессии старались разобраться, как регионы могут улучшить свои позиции в рейтинге.
Что это за рейтинг
Рейтинг «Регион-НКО» — большое исследование, который отражает состояние некоммерческого сектора в разных регионах, рассказывает Елена Тополева, председатель Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО, директор Агентства социальной информации. В рейтинге участвуют все 85 субъектов РФ. Будут ли в следующих рейтингах четыре новые субъекта страны, в ОП РФ пока не знают.
«Регион НКО» адресуют в первую очередь самому некоммерческому сектору, чтобы организации могли соотнести себя с коллегами из других регионов. Будет полезен он и федеральным и региональным органам власти, общественным палатам, ресурсным центрам, социально ориентированному бизнесу, экспертам и исследователям, журналистам и СМИ.
Рейтинг ежегодный. Первый, пилотный рейтинг «Регион НКО» вышел в 2020 году, второй, уже с измененной методикой, в 2021 году. А вот третий представят меньше, чем через месяц, на итоговом форуме «Сообщество» в Москве.
Информацию для составления рейтинга агентство RAEX берет из данных Минюста, Росстата, Фонда президентских грантов, результатов специального экспертного опроса ОП РФ и других источников.
В рейтинге оценивают более десяти факторов:
- экономическая значимость некоммерческого сектора (суммарные сборы НКО, суммарная выручка от продажи услуг и товаров и так далее);
- устойчивость существования некоммерческого сектора (жизнеспособность, количество новых НКО, средний возраст НКО в регионе, волатильность налоговых вычетов на благотворительность и т.д.);
- активность деятельности НКО (сумма заявки региона на грант Фонда президентских грантов, результативность получения грантов, активность участия в грантах и так далее);
- поддержка НКО региональной властью;
- онлайн-доступность информации о поддержке СО НКО в регионах РФ;
- медиаактивность НКО-сектора;
- результаты экспертного опроса о развитии сектора (единственный субъективный фактор);
- социальная значимость некоммерческого сектора (количество ИОПУ, численность работников НКО, количество СО НКО в реестре поставщиков социальных услуг и так далее);
- значимость региональных общественных палат для НКО;
- значимость ресурсных центров для НКО.
Как отметила Тополева, с этого года ОП РФ будет делать отдельный рейтинг значимости региональных общественных палат.
После внесенных во второй рейтинг изменений позиции многих регионов сильно изменились. По словам Тополевой, это произошло и за счет новых методик, и за счет серьезных усилий, которые приняли регионы. С данными рейтинга, по ее мнению, и сам регион, и НКО могут работать, чтобы понять, что можно улучшить.
Как войти в двадцатку рейтинга: опыт Вологодской области
Вологодская область, которая в 2021 году заняла второе место в «Регионе НКО», сразу обратила внимание на рейтинг, рассказывает Екатерина Фрыгина, член ОП Вологодской области.
В 2019 году, по ее словам, у региональной Общественной палаты полностью обновился состав, и он озадачился тем, что происходит с некоммерческим сектором в регионе. К моменту появления рейтинга в ОП Вологодской области знали лидеров мнений, некоторые крупные НКО, но далеко не всех, кто действительно работал на территории. И поэтому к нему отнеслись, как к инструменту, с помощью которого можно понять, что происходит в секторе.
В пилотном рейтинге Вологодская область заняла четырнадцатое место. По мнению Фрыгиной, не существует универсального рецепта, как подняться в рейтинге так же, как их регион, но есть определенные рекомендации.
После пилотного рейтинга в Вологодской области:
- объединились с заинтересованными сторонами: правительством, сильными НКО, ресурсными центрами, Общественной палатой;
- внимательно изучили справку по региону, которую составляют авторы рейтинга;
- определили позиции, на которые можно влиять сразу;
- стали искать ресурсы, чтобы повлиять на все остальные факторы.
Например, отмечает Фрыгина, у региона была низкая оценка по устойчивости НКО. Они выяснили, что это происходит, потому что было зарегистрировано много НКО, которые ничего не делали, а вот другие объединения, активно работающие, действовали без регистрации. И с привлечением Минюста получилось исправить эту ситуацию, обратившись и к НКО, и к объединениям.
Кроме того, в усилении позиции в рейтинге сыграло роль включение и влияние первого лица. Губернатор Вологодской области Олег Кувшинников, по словам Фрыгиной, лично участвует в деятельности НКО. А еще активно поддерживает: даже в кризисные пандемийные годы продолжил конкурс субсидий для НКО, а потом увеличил сумму поддержки в два раза.
Форум «Сообщество» — это открытая площадка Общественной палаты РФ для диалога между чиновниками, предпринимателями, гражданскими активистами, представителями НКО и просто неравнодушными людьми. Его главная задача — выявить лучшие региональные и федеральные практики гражданской активности, объединить единомышленников. В 2022 году форумы прошли в Новосибирске, Казани, Липецке. Итоговый форум состоится в Москве в начале ноября.
Источник: АСИ