Как НКО вносят финансовый вклад в развитие территорий, где они работают.

В рейтинге «Регион-НКО», выпущенном в конце 2022 года, представлен ряд факторов, по которым оценивается работа благотворительных организаций.

Экономическая значимость НКО для региона – один из таких важных факторов. Рейтинг наглядно показал, что НКО могут вносить серьезный финансовый вклад в развитие территорий.

Основным драйвером проекта «Рейтинг “Регион-НКО”» в Общественной палате РФ выступила Комиссия по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО. Рейтинг стал совместным продуктом Общественной палаты РФ, общественных палат субъектов РФ и Рейтингового агентства RAEX (ООО «РАЭКС-Аналитика»).

«Наша комиссия Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора всегда ищет возможности для стимулирования развития сектора на федеральном уровне и в регионах, — рассказывает председатель комиссии Елена Тополева-Солдунова.

До недавнего времени у нас была колоссальная разница между регионами: где-то некоммерческий сектор хорошо развивался и получал поддержку властей, а где-то еле выживал при минимальной поддержке. А нам хотелось, чтобы различия были не слишком большими.

Как играючи улучшить положение НКО-сектора в регионе
Подробнее

Чтобы к этому прийти, мы пробовали разные инструменты и методы. Лет пять назад начали проект «Регион-НКО», который имел две главные составляющие.

Во-первых, мы приглашали лучшие в плане развития НКО регионы в Общественную палату, они делились своим опытом, мы узнавали о секретах их успеха, точках роста, обсуждали трудности, давали рекомендации. Нам хотелось, чтобы НКО в других регионах могли пользоваться этой информацией. Презентации с этих встреч всегда появлялись в открытом доступе.

Во-вторых, мы сами выезжали в регионы, но уже не в успешные, а проблемные, чтобы понять, в чем причины отставания и как их преодолеть. Посещали местные НКО, усаживали всех за стол переговоров, говорили и с чиновниками, и с общественными палатами. А когда возвращались, готовили рекомендации по улучшению ситуации и направляли их в регион. Это все было полезно, но работа такая очень ресурсоемкая, штучная: трудно побывать везде, где есть проблемы».

Постепенно родилась идея составления такого постоянного масштабного рейтинга. Инициативу поддержал первый заместитель руководителя администрации Президента РФ Сергей Кириенко. Создание рейтинга взяло на себя Рейтинговое агентство RAEX (ООО «РАЭКС-Аналитика»), которое уже тогда тоже делало свой рейтинг благотворительных организаций. Первый (пилотный) выпуск рейтинга увидел свет в ноябре 2020 года, затем рейтинг выходил ежегодно, самый свежий выпуск был представлен 2 ноября 2022 года на форуме «Сообщество».

В рейтинге представлены данные 85 регионов России. Первые 18 пилотных регионов после публикации рейтинга в 2020 году вышли на обсуждение результатов с Общественной палатой РФ, чтобы совместными усилиями начать улучшать показатели.

По итогам рейтинга в регионах страны постоянно проходят стратегические сессии, составляются дорожные карты. В тех регионах, где НКО совместно с представителями общественности и властных структур предпринимали меры по развитию сектора, результаты улучшились, отмечает Елена Тополева-Солдунова.

Как НКО вносят свой вклад в экономику региона

Фактор экономической значимости оказался одним из важных в рейтинге. Надо было посмотреть, какие средства приносят в регион СО НКО — в виде пожертвований, выручки от реализации услуг или товаров. На этот показатель влияет также и удельное количество НКО в регионе: чем их больше, тем больший вклад можно ожидать. Важным моментом в анализе экономических показателей было то, что при выведении итоговых значений делалась поправка на масштаб региона. Таким образом все субъекты РФ были поставлены в равные условия: оценивались не абсолютные цифры (количество НКО или их сборы/выручка), а относительные значения – число НКО на тысячу жителей, сборы/выручка НКО на тысячу рублей регионального бюджета.

«Общество интересуется вопросом экономического вклада НКО в развитие территорий уже давно, а в прошлом году в Минэкономразвития поставили задачу создания методики расчета этих показателей. Недаром благотворительную сферу называют третьим, некоммерческим сектором экономики, ведь НКО оказывают вполне серьезное влияние», — подчеркивает председатель комиссии ОП РФ.

Как рассказывает Евгений Мальцев, исполнительный директор Рейтингового агентства RAEX (ООО «РАЭКС-Аналитика»), по итогам последнего выпуска рейтинга, лидерами (10 крупнейших) по экономической значимости стали такие регионы, как Москва, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Республика Татарстан (Татарстан), Приморский край, Новосибирская область, Омская область, Республика Калмыкия, Калужская область, Республика Хакасия и Московская область.

«Если лидерство по экономической значимости некоммерческого сектора таких регионов, как Москва, ХМАО, Татарстан, не вызывает вопросов ввиду их масштаба, то присутствие в десятке лидеров небольших (как по численности населения, так и по бюджету) субъектов, таких как Хакасия и Калмыкия, обусловлено исключительно их выдающимися достижениями в некоммерческом секторе, а не благоприятными факторами внешней макроэкономической среды.

Уникальный опыт именно таких регионов лег в основу методических наработок, которые стали базой при выработке дорожных карт развития регионов, подключившихся к инициативе развития некоммерческого сектора по итогам рейтинга “Регион-НКО”», — объясняет Евгений Мальцев.

Наиболее динамичными регионами с точки зрения экономической значимости (те, которые добились максимальных успехов с точки зрения роста позиций в рейтинге по этому фактору) оказались Республика Дагестан (рост на 60 позиций), Республика Калмыкия (+49), Ханты-Мансийский автономный округ – Югра (+47).

«Данные регионы демонстрируют значительный рост сборов и выручки НКО, — говорит Евгений Мальцев. — Например, в Дагестане — 25% рост сборов НКО (4,4 млрд рублей в 2021 году против 3,5 млрд рублей годом ранее), в Калмыкии – значительный рост выручки НКО, в ХМАО-Югре – кратный рост сборов НКО».

Взрывной рост замечен в Курской области: здесь сборы НКО выросли на 60%. Существенная динамика и в Приморском крае: с 30 места в первом рейтинге в 2020 году он поднялся на 24 место в 2021 году и уже на 18 место — в рейтинге 2022 года. Сборы НКО здесь были изначально 12 млрд рублей, теперь – 33 млрд рублей.

«Если региональные власти предпринимают реальные шаги, они смогут придать большее значение экономическому вкладу НКО», — замечает Евгений Мальцев.

Надо отметить,что экономическая значимость НКО для региона – это не только деньги сами по себе, хотя сборы некоммерческого сектора – основной ресурс. Это еще и вклад команды и волонтеров.

«Соревнование всегда вызывает азарт и желание победы»

Социологи отмечают, что в целом экономическое влияние НКО на регион, как ни удивительно, может быть довольно серьезным.

«Влияние некоммерческого сектора на экономику в ряде случаев не просто сопоставимо с коммерцией и госструктурами, но иногда даже превалирует в достижении тех или иных целей», — считает Евгений Мальцев.

И конечно, это ярко заметно в социальной сфере. Некоммерческий сектор, поясняет эксперт, отличается большей гибкостью и мобильностью в решении ряда задач. В то время как бизнес все же думает об извлечении прибыли, а государственные структуры находятся в жестких регламентных рамках, чрезмерно забюрократизированы и не могут оперативно реагировать на динамичные потребности.

«НКО часто оказываются спасательным кругом: даже не имея большого финансового ресурса, многие некоммерческие организации реально решают острые проблемы, к решению которых государство и бизнес могли бы приступить с недопустимой задержкой», — говорит Евгений Мальцев.

«Рейтинг – это некое соревнование, а это всегда вызывает у людей азарт, — замечает Елена Тополева-Солдунова. — Каждому хочется узнать, на каком ты месте и почему. А в некоммерческом секторе люди тем более неравнодушные, они болеют за свой регион. Если ты на низком месте, можно расстроиться и развести руками, можно просто как бы это не заметить, а можно начать что-то делать — сценарии могут быть разные. Даже одна организация может «раскачать» свою общественную палату, свой орган власти, разобраться, почему у ее региона низкое место в рейтинге, и начать вместе с ними менять ситуацию».

Например, активность проявили НКО Смоленской области, и губернатор дал поручение поднять показатели области в рейтинге. Так место в рейтинге может послужить триггером, чтобы запустить изменения. И аргументом в дискуссии при отстаивании своей позиции.