Какие поправки нужны НКО и что на это говорит Минюст.
28 апреля в Общественной палате РФ (ОП РФ) прошло общественное обсуждение предложений по совершенствованию законодательства об НКО. Его организовала Комиссия ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО.
В декабре 2022 года президент дал поручение рассмотреть предложения СПЧ по совершенствованию законодательства об НКО и при необходимости внести изменения в законы.
От развития инфраструктуры поддержки НКО до упрощения отчетности НКО
По словам Светланы Маковецкой, директора центра «ГРАНИ», члена СПЧ, Совет по правам человека предлагает пакет поправок, касающихся неравенства социально-трудовых прав руководителей НКО, работающих на общественных началах, снижения административных барьеров и другого.
Ранее в Минюсте России состоялась научно-практическая конференция «Актуальные вопросы корпоративного управления НКО: теория и практика», на которой также обсуждали реформирование законодательства об НКО. Узнать об ее итогах можно из текста АСИ.
Помимо предложений СПЧ, Общественная палата РФ получила очень много идей от региональных палат и ресурсных центров, рассказывает Елена Тополева, директор Агентства социальной информации и председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке СО НКО. Они касаются не только самого закона об НКО, но и других актов, затрагивающих деятельность некоммерческих организаций.
Эти предложения поместились на 74 страницах, рассказывает Елена Исаева, член ОП РФ, руководитель ресурсного центра НКО в Ярославской области. По ним стало ясно, в каких местах законодательства у НКО «болевые точки» – страховые взносы, статус руководителя-волонтера, взаимодействие НКО и СМИ, выход НКО на рынок социальных услуг и другое. В частности:
НКО хотят увеличить виды деятельности, которые относятся к социально ориентированным. Туда хотят добавить:
- содействие развитию внутреннего туризма, развитию инклюзивного туризма
- развитие инфраструктуры поддержки НКО, деятельность ресурсных центров НКО
- деятельность в сфере территориального местного самоуправления
- развитие присоединенных территорий
- помощь участникам СВО и их семьям
- мероприятия по социальной и медицинской реабилитации участников СВО и другое.
К тому же статус СО НКО предлагают присваивать непосредственно при регистрации НКО.
Опрошенные также выступают за расширение мер господдержки СО НКО и СО НКО – исполнителей общественно полезных услуг (ИОПУ). НКО волнуют и меры имущественной поддержки: они предлагают возмещать затраты на текущие расходы (аренда и коммунальные услуги), давать НКО приоритетное право на выкуп имущества в собственность и налоговые льготы собственникам земельных участков, предоставляющим безвозмездно или по льготе помещения для НКО.
Отдельный блок относится к совершенствованию деятельности благотворительных организаций. В него вошли предложения:
- расширить экономические стимулы для благотворительности в коммерческих организациях
- защищать наименования благотворительных фондов
- увеличить налоговый вычет для МСП при пожертвовании НКО до 2% от дохода
- освободить благотворительные организации от оплаты услуг аудита
- выделять благотворительным организациям субсидии на компенсацию издержек, связанных с оплатой аренды и комуслуг, в объеме, пропорциональном реализуемым благотворительным программам, и другое.
Еще один блок посвятили снижению административных барьеров для НКО. Предлагают:
- упростить процедуру и сократить сроки государственной регистрации НКО
- применять типовые уставы при создании НКО
- установить право на возврат или повторное использование госпошлины при отказе в регистрации
- создать цифровой кабинет НКО на «Госуслугах» со входом по электронной подписи руководителя, чтобы можно было посылать отчетность в Минюст и ФНС, подавать документы в ЕГРЮЛ и для вступления в реестр ИОПУ
- продлить срок нахождения в реестре ИОПУ от трех до пяти лет
- упростить отчетность НКО, исключив дублирование сведений, которые можно передать по межведомственным каналам, и другое.
ОП РФ также получила предложения, которые нельзя сформировать в отдельные блоки. Например, распространить на СО НКО права получать бесплатную юридическую помощь.
Какие еще проблемы видят НКО
«Главное, чего мы должны избежать в гармонизации законодательства, это ситуаций двоякого толкования законов и ситуаций, когда закон нельзя исполнить», — считает Михаил Комиссаров, генеральный директор Центра поддержки гражданских инициатив и поддержки некоммерческого сектора и экономики Челябинской области.
В качестве примера Комиссаров приводит пункт 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ, по которому если НКО получает бюджетные средства, она должна предусмотреть при договорах, которые заключает на основе получения этих средств, требование о согласии получателей средств на проведение целого ряда проверок. Есть еще одна норма, которая говорит о том, что если организация получает средства для последующего перераспределения, она должна применить те же самые процедуры.
Вместе с тем на практике ни один коммерческий банк, авиакомпания или другая структура не пойдет на то, чтобы включить этот пункт в свой стандартный договор. По его словам, никто не возражает против проверок, но эта ситуация приводит к тому, что приходится либо закрывать глаза на то, что НКО не исполняет эти обязательства, либо искать посредников, с которыми товары, работы и услуги для деятельности НКО становятся дороже.
Поэтому можно прописать процедуру уведомления о том, что соответствующие средства – бюджетные, и норму в законе, что такие средства могут проверяться определенными контролирующими органами.
Большая часть проблем, связанных с налогообложением НКО, сейчас решена, говорит Павел Гамольский, президент Ассоциации «Клуб бухгалтеров и аудиторов некоммерческих организаций».
Остается несколько трудностей: так, например, НКО, работающие в сфере культуры, столкнулись с неоднозначным правом на пониженные тарифы. В подпункте 7 пункта 11 статьи 427 Налогового кодекса говорится, что право на пониженный тариф имеют НКО, осуществляющие деятельность в сфере культуры (театры, музеи, библиотеки). Однако, по словам Гамольского, есть масса НКО, не являющихся музеями, но осуществляющих научно-просветительскую деятельность в сфере культуры.
Есть небольшая проблема, связанная с главой 25 Налогового кодекса. В статье 256, которая касается амортизируемого имущества, есть два взаимоисключающих пункта. Один из них говорит, что к амортизируемому имуществу относится имущество, используемое для извлечения дохода. А второй говорит, что не относится и не подлежит амортизации.
На практике получается, что если НКО купила довольно дорогостоящее имущество за счет целевых поступлений и не предполагает его использовать в приносящей доход деятельности, а только в уставной, такая НКО по одной из трактовок может утратить право на использование упрощенной системы налогообложения. Чтобы это скорректировать, нужно уточнить норму статьи 256, считает Гамольский.
Мнение Минюста
В Минюсте считают, что необходимость гармонизации законодательства об НКО действительно назрела, говорит Светлана Кузнецова, директор департамента законодательства и правоприменения в сфере некоммерческих организаций Минюста России. В ведомстве разрабатывают концепцию корпоративного управления НКО. Там считают, что в ближайшее время необходимо уточнить, какие органы должны быть созданы во всех видах НКО, какие у них полномочия, кто может назначать руководителя и одобрять сделки.
Министерство согласно с тем, что при регистрации НКО возникают определенные сложности. По словам Кузнецовой, это связано с тем, что в законах есть дублирующие и противоречащие друг другу нормы. Также Минюст не возражает против типовых уставов, однако считает, что при сокращении сроков регистрации нужно не забывать о недобросовестных участниках НКО-рынка.
По словам Кузнецовой, все озвученные предложения записаны и в дальнейшем будут отработаны вместе с ОП РФ и СПЧ.
Однако учитывая количество поступивших предложений, следует разработать дорожную карту. До конца года не получится подготовить законопроект со всеми изменениями, поэтому сейчас стоит принимать точечные решения, которые упростят работу некоммерческих организаций.
Так, например, Минюст планирует создать единую форму отчетности для всех видов НКО по примеру декларации о доходах.
Посмотреть запись общественного обсуждения можно здесь.