11 апреля прошло онлайн-совещание «Час с Минэкономразвития».
В приветственной речи Елена Тополева, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке СО НКО и директор АСИ, заявила, что сейчас необходимо сосредоточиться на выполнении поручения Владимира Путина о возможном изменении законодательства об НКО. Его трансформация поможет третьему сектору проще и эффективнее работать.
Несмотря на то, что главный исполнитель поручения — Минюст (а также Минэкономразвития и Общественная палата), в реформировании законодательства могут принимать участие и другие ведомства. А предложения в ОП РФ собирают от всех заинтересованных сторон — региональных общественных палат, ресурсных центров и НКО.
Начальник отдела департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития России Татьяна Евлампиева рассказала о законодательных планах Минэкономразвития на этот год.
Среди них:
- Изменения в отчетности НКО.
Сейчас получаемые данные дублируют в нескольких ведомствах, и они имеют разную степень точности.
Решение: Объединенная отчетная форма. Ожидается решение Минюста о ее принятии или, при необходимости, дополнении.
- Формирование единого реестра получателей господдержки.
Инициативу предложила Общественная палата РФ, чтобы объединить все на одной платформе. Сейчас такие реестры каждый отраслевой орган власти ведет отдельно.
Решение: Минэкономразвития работает над созданием базы. Потребуется техническая доработка информационной системы, которая накапливала бы эти данные.
- Проработка механизма упрощенного возврата налогоплательщикам суммы налога на доходы физических лиц в связи с вычетом по поводу благотворительного пожертвования.
Решение: Работа Минэкономразвития в этом направлении продолжается. Анализируется, насколько новая система будет проста для некоммерческого сектора. Цель — максимально упростить существующий порядок, который в том числе упирается в логистические детали, передачу данных НКО в ФНС.
- Проработка вопроса распространения пониженных тарифов по уплате страховых взносов на все СО НКО, входящие в реестр Минэкономразвития.
Решение: На днях Минэкономразвития получило расчет объема денежных средств, которые начнут выпадать из госбюджета при введении новых правил налогообложения. Сейчас в министерстве обсуждается, возможно ли упростить эту отрасль и благодаря какому механизму.
Кроме этого, эксперт добавила, что Минэкономразвития впервые в прошлом году промониторило стандарт поддержки благотворительности, который был сформулирован несколько лет назад.\
«Это станет ежегодным упражнением. Министерству это поможет увидеть, как проходит развитие добровольчества и благотворительности на региональном уровне», — считает Евлампиева.
Среди других планов Минэкономразвития на год — провести две крупные научно-исследовательские работы, которые будут выполняться в рамках госзадания. Будет проведен расчет вклада НКО, благотворительности и добровольчества в экономику России, а именно в ВВП за 2022 год.
Вместе с Всероссийской академией внешней торговли министерство планирует разработать вопрос оценки востребованности услуг в социальной сфере населением. Это позволит выявить потенциально востребованные услуги, которые государство оказывает в недостаточном объеме.
Важная часть работы Минэкономразвития — продолжать просвещение населения: помогать гражданам России отличать мошенников от добропорядочных организаций и объяснять, как оформить налоговый вычет за пожертвование на благотворительность. По словам Татьяны, некоторые жертвователи не пользуются им принципиально, но многие даже не знают о такой возможности или не понимают процедуры.
Представители Минэкономразвития на совещании также презентовали и новые коды ОКВЭД, созданные специально для НКО, но еще не опубликованные в открытом доступе. Они позволят точно и корректно идентифицировать организации некоммерческого сектора и их уставную деятельность, что сделает сектор более прозрачным (более подробно об этом АСИ расскажет в отдельном материале).
На совещании задали вопрос, создали ли отдельный ОКВЭД для ресурсных центров. Евлампиева ответила, что подогнать под единый ОКВЭД их нельзя.
«Внутри самих ресурсных центров нет единообразного мнения об их деятельности, поэтому им нужно будет описать свою деятельность в пределах уже созданных классификаций», — объяснила Татьяна.
В прошлом году совместно с ВАВТ Минэкономразвития уже оценивали влияние НКО-сектора на экономику России по итогам 2021 года. В ходе работы ведомства обнаружили, что во многих странах при такой оценке учитываются не только генерируемые денежные ресурсы, но и нематериальные, интеллектуальные ресурсы.
В Минэке решили опираться на данные бухгалтерской отчетности самих НКО. Это неточный, но доступный и прозрачный показатель. Согласно этим данным, вклад третьего сектора (авторская выборка ВАВТ из 37 типов организаций — от общественных до адвокатских бюро) в ВВП России составил 1,46%.