Как общество оценивает вклад НКО в решение социальных проблем и откуда берется общественный запрос, поговорили на юбилейной дискуссии цикла «Что мы знаем о состоянии гражданского общества на основе данных опросов и статистики?».
20 июня в Москве состоялась дискуссия партнерского цикла «Что мы знаем о состоянии гражданского общества на основе данных опросов и статистики?» Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ и центра «Благосфера». Тема дискуссии — «Как улучшить ситуацию в отраслях социальной сферы: возможности НКО и социальных предприятий».
Дискуссия стала юбилейной: ровно пять лет назад Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ и «Благосфера» начали этот партнерский цикл.
Как общество оценивает НКО
В основу дискуссии традиционно легли данные всероссийских обследований НКО, опросов населения и других исследований, которые с 2006 года проводит Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ для мониторинга состояния гражданского общества (при поддержке программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ).
Встречу открыла Ирина Мерсиянова, директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ «Высшая школа экономики». В обсуждении приняли участие Юлия Жигулина, исполнительный директор Фонда региональных социальных программ «Наше будущее», и Елена Тополева, председатель комиссии по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО ОП РФ. Модератор — директор центра «Благосфера» Наталья Каминарская.
«Для сегодняшнего обсуждения мы выбрали тему ”верхнеуровневую”, то есть мы будем разбираться с помощью “широких мазков”, какой вклад некоммерческие организации и социальные предприятия вносят в социальную сферу нашей страны», — пояснила Каминарская.
По словам Мерсияновой, запрос населения на участие НКО в решении социальных проблем остается неизменно высоким. По данным на конец 2023 года, каждый третий россиянин полагал, что НКО безусловно должны участвовать наряду с государственными учреждениями в решении проблем образования, здравоохранения, культуры. 47% респондентов, то есть практически каждый второй россиянин, полагали, что скорее должны. Вместе это означает, что 80% взрослых россиян формулируют запрос на деятельность НКО.
При существующем запросе на услуги НКО респонденты все еще дают невысокую оценку вкладу НКО в соцсферу. Всего 15% россиян говорят о том, что вклад НКО они оценивают на «хорошо», каждый второй респондент считает его удовлетворительным, а 18% — плохим.
Если сравнить эти данные с результатами 2011 года, то можно увидеть постепенное увеличение числа россиян, оценивающих НКО на «хорошо»: их доля за эти годы выросла с 4% до 15%.
Зачем НКО в социальной сфере
Общественный запрос на работу НКО появляется прежде всего от ощущения неблагополучия в определенных социальных сферах. Больше всего россиян волнует сфера здравоохранения. Так, по результатам опроса, практически каждый второй россиянин считает, что НКО должны работать в сфере здравоохранения. Чуть меньше (43%) хотели бы видеть НКО в помощи людям в трудной жизненной ситуации. 31% — в поддержке материнства и детства.
В реальности же респонденты хуже всего оценивают вклад НКО в эти сферы — здравоохранение и социальное обеспечение.
«Поскольку в исследовании нам нужна концепция, от которой мы могли бы отталкиваться, то эти направления привязаны к национальным целям развития Российской Федерации согласно указу президента России. Например, сейчас обсуждается законопроект об участии благотворительных и общественных организаций в социальной адаптации людей, которые освобождаются из мест лишения свободы», — пояснила выбор направлений Ирина Мерсиянова.
По ее словам, в России остается разрыв между мнениями, где россияне реально видят работу НКО и где хотели бы видеть.
«Поскольку речь идет о национальных целях устойчивого развития, возникает вопрос, а почему такой спрос на услуги некоммерческого сектора. Наверное, это самый человекоориентированный сегмент экономики, который заботится о качестве жизни людей. Плюс в конце года у нас появилась некая социальная таксономия, которая позволяет оценить удовлетворенность людей по ряду критериев», — отметила Юлия Жигулина.
По данным Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, россияне ожидают от НКО общественного контроля работы учреждений здравоохранения и социального обеспечения.
Мерсиянова напомнила, что Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ проводит мониторинг по всей стране, но какие-то населенные пункты и регионы могут провести и свои исследования с разработанной учеными-социологами методологией. Это может быть полезно для региональных властей. Благодаря исследованиям они будут владеть информацией, как в регионе воспринимается сфера социального обеспечения.
Полностью посмотреть запись дискуссии можно здесь.