
17 декабря 2025 года в рамках XVII Гражданского форума Ульяновской области «Защита Отечества – дело каждого!» успешно прошла дискуссионная площадка «Нескучная патриотика. Как вовлечь молодёжь?», организованная Общественной палатой города Ульяновска. Участники диалога – представители сферы образования, НКО, органов местного самоуправления и государственной власти – обменялись лучшими практиками гражданско-патриотического воспитания. География выступающих охватила не только Ульяновск и область, но и город Гомель Республики Беларусь, Самару и Томск.
Программа площадки была насыщенной и включала практики разных форматов. Александр Лисицын, начальник управления молодёжи администрации Томска, по видеосвязи представил масштабный проект «ГориZонт Героя» – учебно-тренировочные сборы для допризывной молодёжи. Гомель поделился опытом туристско-краеведческой деятельности, о наиболее эффективных формах этой работы рассказала заведующий отделом туризма и краеведения Гомельского городского центра дополнительного образования детей и молодёжи» Людмила Прискока. А помощник руководителя Самарского Центра развития добровольчества Оксана Головина рассказала о лучшем экскурсионном маршруте, посвящённом городу в годы войны.
Ульяновские проекты также вызвали большой интерес. Сергей Каменев, педагог-организатор Ульяновского профессионально-политехнического колледжа, презентовал социально значимый проект «Кузница патриотов», отметив, что на площадке «были предложены реальные и эффективные методы для работы с молодёжью».
Особое внимание привлекли интерактивные и цифровые форматы. Режиссер Марианна Тутолмина представила иммерсивную историю «Выстоять, чтобы жить. Ульяновск тыловой». Член Общественной палаты Ульяновска Елена Давыдова рассказала о проекте «Уроки патриотизма онлайн», а её коллега по общественной деятельности Владимир Вальцев познакомил участников с этнокультурным фестивалем «По Суре из прошлого в будущее».
Педагоги и общественники высоко оценили практическую ценность площадки. Заместитель директора Чердаклинского центра дополнительного образования Елена Черных поделилась: «Хочется отметить высокий уровень организации мероприятия, разнообразие форматов. Для себя отметила проект «Уроки патриотизма онлайн», выступление о патриотических проектах, реализуемых Домом молодых, об этнокультурном туристско-спортивном фестивале «По Суре из прошлого в будущее». Форум стал настоящей площадкой для обмена мнениями, опыта и идей». Елена Николаевна с особой теплотой отметила важность онлайн-выступления коллег из Гомеля, так как её воспитанники принимали участие в международной поисковой экспедиции в Жлобинском районе Гомельской области, в селе Майское. Этот личный опыт дружбы и совместного труда на белорусской земле, по её словам, является самым убедительным уроком патриотизма, который стирает границы и укрепляет историческую память общего подвига.
Об основных смыслах и ценностях патриотических проектов, реализуемых в Ульяновске, рассказал руководитель Молодёжного многофункционального центра «Дом Молодых» Дмитрий Шацков. Его выступление было посвящено созданию среды, где молодые люди через конкретные дела, волонтёрство и социальное творчество могут почувствовать личную сопричастность к жизни города и страны.
Директор школы №50 города Ульяновска Анастасия Тайманова, участвующая в форуме второй год, подчеркнула актуальность темы: «Формирование активной гражданской позиции у такого поколения – это не просто рассказать теорию и факты. Их необходимо вовлечь, заинтересовать и «погрузить в новое». Ведь патриотика – это про Россию… Уроки онлайн, подвиги героев, экскурсионные маршруты – это те темы и события, в которых наши ребята смогут проявить себя».
Она также анонсировала будущие инициативы: «Очень будем ждать следующего Гражданского форума для участия в нём с патриотической выездной площадкой «Диалог эпох», где мы работаем по событиям Великой Отечественной войны, Афганистана, Чечни, СВО».
Директор средней школы №72 с углубленным изучением отдельных предметов Елена Клементьева подробно рассказала о целостной системе интерактивных патриотических проектов, реализуемых в рамках кадетского образования. Особенностью подхода является комплексная программа внеурочной деятельности, состоящая из взаимосвязанных блоков. В неё входят: общефизическая, огневая, строевая и туристская подготовка, формирующие базовые навыки и характер. Эти дисциплины дополняются блоками эстетического воспитания и активной музейной деятельности, которые развивают культурный кругозор, чувство исторической памяти и личной сопричастности. Такой синтез прикладных и гуманитарных практик позволяет воспитывать не просто будущего защитника Родины, но и всесторонне развитую, сознательную личность.
Заместитель директора департамента профобразования регионального Минпросвещения Татьяна Белова, подводя итоги, отметила актуальность прозвучавших инициатив и призвала общественные организации активнее использовать учреждения среднего профессионального образования в качестве баз для реализации патриотических проектов.
Модератор площадки — член Общественной палаты города Ульяновска Елена Титова, резюмировала: «Патриотизм – это эмоция, и, чтобы сегодня вызвать ее у молодого человека, нужно использовать подход равный-равному, современные технологии коммуникаций и организации массовых мероприятий. Участники нашей площадки подчеркнули, что патриотизм – это не только тема Великой Отечественной войны и СВО, но и темы служения, любви к родному краю и его природе, экологическое воспитание, да и в целом всё то, что позволяет нашей Родине развиваться».
Эксперты призвали коллег придерживаться золотой середины в военно-патриотическом воспитании, концентрируясь на созидательных темах, чтобы не допустить развития жестокости и насилия.
Площадка «Нескучная патриотика» наглядно показала, что воспитание гражданской ответственности и любви к Родине сегодня – это динамичный, многогранный процесс. Он требует от педагогов, общественников и власти умения говорить с молодёжью на одном языке, используя весь арсенал современных средств: от цифровых платформ и иммерсивных спектаклей до поисковой работы и туристических маршрутов. Главный вывод, который прозвучал в ходе дискуссии: патриотизм – это не скучный урок, а живая, искренняя эмоция, которую можно и нужно пробуждать через личное участие, практику и диалог поколений.
Благодарим Общественную палату города Ульяновска за организацию и проведение дискуссионной площадки!












