8 июля состоялось заседание рабочей группы по проблемам в сфере работы общественного транспорта при Общественной палате Ульяновской области по вопросу повышения стоимости проезда на муниципальных маршрутах.

Председатель рабочей группы Риас Камаев проинформировал, что в адрес Общественной палаты Ульяновской области пришло письмо из Министерства транспорта Ульяновской области «О повышении стоимости проезда».

Директор департамента транспорта Министерства транспорта Ульяновской области  Виталий Служаев сообщил, что в соответствии с методикой, утверждённой Приказом Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 09.08.2022 № 62-П повышение стоимости проезда на перевозки по муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в Ульяновской области производится не чаще одного раза в год.

В настоящее время на территории Ульяновской области действуют тарифы, установленные приказом Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 12.09.2024 №74-П «Об утверждении Порядка установления предельных регулируемых тарифов на перевозки по муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в Ульяновской области». Стоимость проезда в рейсовых автобусах составляет:

— 33 рубля за одну поездку по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в городском сообщении при оплате наличными денежными средствами;

— 31 рубль за одну поездку по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в городском сообщении при оплате безналичными денежными средствами;

— 3 рубля 20 копеек за один пассажиро-километр на муниципальных и межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок в пригородном и междугородном внутриобластных сообщениях.

Сфера пассажирских перевозок за последние 5 лет сильно пострадала от пандемийных и экономических ограничений. За данный период частными перевозчиками прекращена массовая закупка автобусов, что негативно сказывается на состоянии парка общественного транспорта и качестве транспортных услуг уже сейчас.

Отмечается факт недовыпуска подвижного состава на городские маршруты, если в 2010 году выпуск автобусов составлял до 1800 единиц различной вместимости, 2015 году – этот показатель снизился до 1500 автобусов, в 2020 году – выпуск сократился до 1000 – 900 автобусов, а в настоящее время он фактически не превышает 950 единиц.

Указанное количество автобусов фактически недостаточно для обеспечения пассажиров, в полном объёме, в связи, с чем возрастает количество жалоб на транспортное обслуживание, большие интервалы движения и переполненные автобусы.

Учитывая, что размер компенсационных выплат не позволяет полностью покрыть убытки и выйти на самоокупаемость отрасли, автотранспортные предприятия, в связи с уменьшением доходной части, вынуждены сокращать маршрутную сеть, в частности нерентабельные маршруты.

В связи с вышеизложенным, Министерство транспорта Ульяновской области обращается с просьбой рассмотреть возможность согласования повышения стоимости проезда в следующем денежном выражении:

— 37 рубля за одну поездку по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в городском сообщении при оплате наличными денежными средствами;

— 36 рубль за одну поездку по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в городском сообщении при оплате безналичными денежными средствами;

— 3 рубля 60 копеек за один пассажиро-километр на муниципальных и межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок в пригородном и междугородном внутриобластных сообщениях.

Частный перевозчик города Ульяновска Владимир Горюнов отметил, что отрасль пассажирских перевозок находится очень в плачевной ситуации и повышение, которое просит провести Министерство транспорта, ниже инфляции, поэтому не поможет перевозчикам выйти из сложной ситуации. Он предложил повысить стоимость до 40 рублей за одну поездку по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в городском сообщении без учёта формы оплаты и проводить повышение стоимости проезда два раза в год в пределах уровня инфляции.

Риас Камаев озвучил заключение председателя комиссии ОП УО по экономике, предпринимательству, трудовым отношениям и цифровой трансформации, члена совета Общественной палаты УО Анатолия Лапина: «Предложенное Министерством к рассмотрению повышение стоимости проезда на муниципальных маршрутах регулярных перевозок в городском сообщении и муниципальных маршрутах регулярных перевозок в границах двух и более поселений одного МО и на межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок считаем обоснованным,  в пределах общего роста цен в регионе и уровня инфляции».

Также Риас Ряхимович предложил рассмотреть этот вопрос повторно с приглашением представителей Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области.

По итогам обсуждения члены рабочей группы сошлись во мнении, что инициатива Министерства транспорта о повышении стоимости проезда является оправданной. Также Министерству рекомендовано вынести на заседание Общественного совета вопрос об установлении тарифа на уровне 40 рублей на маршрутах регулярных перевозок в городском сообщении, предварительно проанализировав работу данного перевозчика.