22 октября в региональной Общественной палате состоялось расширенное заседание комиссии по межнациональным, межрелигиозным отношениям и миграции с участием представителей администрации Губернатора Ульяновской области, Министерства просвещения и воспитания, администрации города Ульяновска, депутатов УГД.
Основной темой заседания стало обсуждение вопросов адаптации, социализации и интеграции детей мигрантов в российском обществе, в том числе в общеобразовательных учреждениях.
Директор департамента общего образования Министерства просвещения и воспитания Наталья Козлова озвучила статистические данные по учету несовершеннолетних иностранных граждан, проживающих на территории Ульяновской области.
«Всего в 2024-2025 учебном году в 379 общеобразовательных организациях обучается 130065 человек, из них иностранные граждане – 1068 человека, из которых имеют два и более гражданства – 467, без гражданства – 216. Иностранные граждане обучаются в 139 из 379 общеобразовательных организациях», — сказала Наталья Козлова.
Из 1084 несовершеннолетних иностранных граждан обучаются по образовательным программам:
— дошкольного образования – 309 человек,
— начального общего образования – 506 человек,
— основного общего образования – 430 человек,
— среднего общего образования – 29 человек.
Начальник управления образования Светлана Куликова сказала, что наибольшее количество детей мигрантов обучается в средних школах №37, №55, №56, №81, а также поделилась с основными проблемами, с которыми сталкиваются общеобразовательные организации при работе с детьми иностранных граждан:
— низкие показатели общей и качественной успеваемости по русскому языку и другим предметам по причине плохого знания русского языка;
— несоответствие между уровнем знаний, полученных в иной стране и российскими образовательными стандартами, несоответствие возраста и уровня знаний из-за разных требований и учебных программ;
— недостаток знаний из-за частой смены места жительства родителей (законных представителей) обучающихся и непосещением из-за этих образовательных организаций;
— отток русскоговорящих детей из общеобразовательных организаций.
«Слабое знание или абсолютное незнание языка неизбежно приведет к появлению проблем не только в успеваемости по различным предметам, но и во взаимоотношениях со сверстниками и педагогами из-за возникновения, в первую очередь, языковых барьеров», — подчеркнула Светлана Ивановна.
Директор МБОУ города Ульяновска «Средняя школа №55 с изучением культур народов Поволжья» Галина Соловьева озвучила проблему в выстраивании взаимоотношений с семьями мигрантов.
«Многие родители-мигранты не в силах помочь ребенку в выполнении домашних заданий в силу того, что сами получили либо только начальное образование, либо не доучились в школе. Некоторые из родителей обучающихся, особенно мамы, не видят важности в образовании ребенка, контроль за обучением с их стороны отсутствует. На русском языке дети общаются в школе, а дома и с друзьями они общаются на родном языке. Классные руководители, учителя-предметники рекомендуют родителям как можно больше разговаривать с детьми дома на русском языке, чтобы ребенок смог быстрее адаптироваться», — сказала Галина Соловьева.
О работе с иностранными студентами, сопровождении их адаптации и социализации на примере Ульяновского государственного аграрного университета имени П.А. Столыпина рассказал Андрей Павлушин, проректор по дополнительному образованию и международной деятельности. Он отметил, что с 2014 года в университете действует отдел международных связей, который занимается вопросами привлечения, приема, а также организации обучения и досуга иностранных студентов.
Для успешной адаптации иностранных студентов в Университете реализуются ряд проектов, направленных на:
— социальную и культурную адаптацию иностранных студентов, пребывающих на территорию Ульяновской области и профилактику межнациональной и межконфессиональной розни среди обучающихся университета;
— развитие толерантного отношение и уважение к другой нации и культуре;
— вовлечение иностранных граждан в культуру и обычаи России.
По итогам заседания Татьяной Фединой, председателем профильной комиссии Общественной палаты и Сергеем Паховским, начальником управления по делам национальностей и межконфессиональных отношений администрации Губернатора Ульяновской области были резюмированы доклады выступающих, дана оценка результатам проделываемой работы, а также выражены пожелания реализации комплекса мероприятий, направленных на ускорение процесса адаптации и социализации детей мигрантов в системе образования.