25 ноября на комиссии Общественной палаты Ульяновской области по развитию образования, популяризации науки и просветительской деятельности разобрали меры по снижению бюрократических нагрузок на педагогических работников.

Председатель комиссии Андрей Корнилин напомнил, что Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21.07.2022 № 582 утверждён перечень документации, подготовка которой осуществляется педагогическими работниками. Это рабочая программа предмета, журнал учёта успеваемости, журнал внеурочной деятельности (для педагогических работников, осуществляющих внеурочную деятельность), план воспитательной работы (для классного руководства), характеристика на обучающегося (по запросу). Но на практике перечень документов, который ведет учитель сегодня, гораздо шире.

Министерством просвещения и воспитания Ульяновской области была организована горячая линия по данной теме.

«Мы хотели понять, что на самом деле происходит в школах, и какое управленческое решение нам нужно принять для исполнения и работы приказа на уровне региональной, муниципальной власти и на уровне образовательной организации», — сказала заместитель Министра просвещения и воспитания Ульяновской области Ирина Киселева.

По мнению педагогов, излишней является подготовка таких документов, как отчёты по проведению воспитательных мероприятий, индивидуальный план самообразования и отчёты о выполнении программ.

Анкетирование также показало, что учителей волнует избыточность конкурсов и воспитательных мероприятий, тотальная отчётность, в том числе фотоотчётность, разрозненность школьной документации, отсутствие единых форм для сбора информации о деятельности.

Для решения обозначенных проблем в Министерстве была создана рабочая группа по координации работы, направленной на соблюдение требований о снижении документарной нагрузки на педагогических работников. Было выявлено, что большинство запросов в образовательные организации связаны с проведением различных мониторингов.

«На базе Министерства планируется сформировать реестр информационных систем с указанием тех тем, которые могут быть запрошены. Например, статистические данные, отчёт о государственной итоговой аттестации, информацию из баз «Сетевого города». Кроме того, необходимо привести в соответствие сайты образовательных организаций. Например, сейчас мы отслеживаем организацию питания в школах, и констатируем, что не все школы размещают ежедневное меню», — отметила Ирина Вениаминовна.

Но кроме утвержденных документов, есть локальные акты школ, выполнение которых является обязательным. Здесь представители Министерства просвещения и воспитания рекомендуют руководителям школ провести некую ревизию таких актов, определить в них роль самого педагога и закрепить за их заполнением одного из своих заместителей.

Также укорачивается перечень конкурсов и олимпиад, где необходимо участие учителей и учеников.

«В этом году мы провели разбор конкурсов, которые доведены федеральным Министерством. Из общего перечня определены 155 конкурсов, которые сыграли бы на повышение качества образования и на успешность нашего ученика в школе. Образовательная организация вправе выбрать для себя конкурсы и олимпиады по своему профилю. Важно, чтобы каждое участие давало результат», — подчеркнула Ирина Кисилева.

Общественники отметили, что на каждом уровне (региональном, муниципальном и на уровне школы) должен быть фильтр на предмет необходимости участия в конкурсах и олимпиадах.

Полная запись заседания: https://youtu.be/Qkm2m863Pk4