«На вопрос регулирования игр нужно смотреть широко. Когда «пакет Яровой» только приняли, пошли разговоры о том, каково будет исполнять его требования. Делались разной степени критичности прогнозы, высказывались тревоги – но вот прошло время, и мы видим, что сотовая связь не рухнула и существенного удорожания тарифов для граждан не произошло. Сейчас у нас есть множество тарифов с безлимитом на интернет, у нас отсутствует роуминг и так далее.
При этом мы понимаем, что в современном мире, мире, который динамически изменяется, требования безопасности только возрастают. И если есть техническая возможность дополнительно пресечь какой-то вид правонарушений, то, конечно, она должна быть использована. Безопасность важна; она нужна; на это нужно тратить деньги.
Что еще надо иметь в виду? Что компьютерные игры, виртуальная реальность – это дух времени, и от этого никуда не уйдешь. Это будет развиваться, это уже сейчас прочно и долгосрочно входит в нашу жизнь. Виртуальное пространство – наше будущее. Человечество всегда хотело хлеба и зрелищ. С хлебом понятно, а о зрелищах мы сейчас и говорим. И, вовлекая массы людей в кибермиры, мы сталкиваемся с проблемой правонарушений там. И чем больше людей в это вовлечено, тем больше соблазна у злоумышленников этим воспользоваться.
А правовой статус процессов, которые происходят в виртуальной реальности, в играх, имеет огромные лакуны. Очень много вопросов там сейчас с правовой стороны не описано. Известен, например, случай, когда гражданин приобрел в одной из игр некий предмет за плату, а предмет этот в игре украли (игровая механика этой многопользовательской игры такое позволяла). И человек пришел подавать заявление в полицию о краже. Его, конечно, приняли. Но что полиция может сделать в такой ситуации? Ничего.
Поэтому какая-то регуляция тут точно должна быть. Но, на мой взгляд, к этому нужно подходить очень аккуратно. Мы не можем навязывать свои правила для уже сложившихся игровых механик, игра есть игра. Безусловно, мы можем, например, ограничить распространение в игровых видах ксенофобии, разжигание ненависти, провоцирование экстремизма и терроризма, торговлю наркотиками и иными опасными для здоровья веществами, стимулирование убийств в реальности. То есть нужно, чтобы люди в реальном мире не страдали от действий в мире виртуальном. Но вводить регулирование там надо аккуратно.
Мы должны понимать, что игры – это огромная площадка, в них принимают участие множество людей и будет принимать еще больше. А раз это наши граждане, мы должны беспокоиться об их безопасности. Если мы на новостных сайтах ограничиваем распространение определенной информации, то почему мы не требуем того же для компьютерных игр? Эту сферу тоже нужно регулировать. Но не перегибать – регулирование не должно распространяться на сами игры. Оно должно защищать реальных граждан от их виртуальных действий, следить за тем, чтобы виртуальные угрозы не переходили в реальный мир. Я так это вижу».