Сегодня в Общественной палате Российской Федерации состоялась экспертная дискуссия о настоящем и будущем детского движения в России.
Участниками экспертной дискуссии стали депутаты, члены Совета Федерации, руководители детских и молодёжных некоммерческих организаций, представители исполнительных органов государственной власти, педагогического научного сообщества. Необходимость дискуссии вызвана огромным количеством вопросов, которые возникли в ходе «нулевых» чтений «О российском движении детей и молодёжи «Большая перемена», но относились не к самому законопроекту, а к содержанию деятельности нового движения, его идеологическим основам, контенту и в целом развитию детского и молодёжного движения страны.
Напомним, Ульяновская область стала первой площадкой для публичного обсуждения смыслов и содержания данного законопроекта. Обсуждение «Большой перемены» в нашем регионе состоялось 27 мая. С мнениями наших экспертов можно ознакомиться в материале по ссылке: https://opuo.ru/blog/2022/05/27/bolshaya-peremena-chto-zhdyot-detskoe-i-molodyozhnoe-dvizhenie-strany/
Модератором сегодняшней дискуссии выступила Елена Родионова, председатель Комиссии ОП РФ по делам молодёжи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию: «Законопроект ещё не принят, но уже имеет огромный эффект. Само его появление стало мощным толчком для формирования экспертного сообщества. Уже сейчас есть необходимость разговора даже не о самом законопроекте, а о проблемных вопросах развития детского и молодёжного движения в целом, формировании его актуального контента, соответствующего вызовам сегодняшнего дня».
Более 3 часов продолжался разговор, порядка 27 заявившихся спикеров, более 70 онлайн участников. Дискуссия получилась очень честной, эмоциональной и неравнодушной.
Герой России, Первый заместитель Секретаря Общественной палаты РФ Вячеслав Бочаров в самом начале дискуссии выразил надежду, что этот разговор даст ответ на вопрос о надобности и значимости новой организации.
Отвечать на этот вопрос пришлось основным спикерам мероприятия.
Один из разработчиков законопроекта Любовь Глебова – первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству пояснила, что законопроект лишь оформляет уже сложившиеся общественные отношения, он не привносит ничего нового, лишь закрепляет намерение государства реализовать заботу о детстве. Юлия Саранова – заместитель Председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по молодёжной политике отметила, что самый важный момент, который заложен в законопроекте это вопрос партнёрства государства и НКО, это новый подход для законодательства. Законопроект подталкивает все заинтересованные стороны перейти от конкуренции за детей и ресурсы, к кооперации деятельности, целей, ценностей и смыслов.
Вспоминали участники и X съезд пионерии, на котором было принято решение о приостановлении деятельности и создании СПО ФДО. Эксперты, которые принимали участие в этом историческом для детского движения событии, отметили, что чувствовали в тот момент энтузиазм, причастность к созданию нового, сообщество друзей.
Один из острых вопросов звучал о судьбе уже существующих организаций, продолжится ли их поддержка. Дамир Фаттахов, заместитель руководителя Федерального агентства по делам молодёжи, сопредседатель общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» пояснил, что все существующие общественно-государственные организации продолжат свою работу, Росмолодёжь продолжит вести реестр детских и молодёжных общественных объединений и работать со всеми. Надежда Куранина, Сопредседатель ООГДЮО «Российское движение школьников», директор ГБОУ ДО ДТМиД имени А.П. Гайдара, член ОП РФ подчеркнула, что РДШ продолжает свою работу и готово стать учредителем новой общественно-государственной организации, у детей – участников РДШ нет отторжения к созданию нового движения, они понимают это как новые возможности для роста, трансляции своих идей на всю страну. Сергей Рязанский – Председатель Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» отметил, что предстоит также определить порядок использования символики существующих организаций, которые войдут в состав движения.
Должно ли создаваемое движение охватить все 18 миллионов детей и подростков страны? Нет, ответили эксперты, такой задачи нет. Есть задачи предложить качественный контент всем детям и возможности для реализации их потребностей.
Снова поднимался вопрос о названии. Экспертами предложено выбор названия предоставить самим детям на учредительном съезде. Неоднократно отмечалось, что название должно быть объединяющим, не использующим бренд уже существующей организации.
Чем же будет заниматься общественно-государственное движение? Работать над реализацией национальных приоритетов в части своей государственной составляющей и отвечать на актуальные запросы ребят в части общественной составляющей, ориентируясь на п. 4 ст. 67 Конституции Российской Федерации, в которой сформулированы представления о гражданине страны.
Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Ольга Коробова и Александра Снидко, заместитель директора Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», отметили, что необходимо так структурировать работу движения, чтоб детям это было понятно. Проводя исследования ценностных интересов детей и подростков, Институт детства выяснил, что из 10 тысяч ребят только 5% отвечают, что участвуют в работе каких-либо организаций, тогда как 50% родителей отвечают, что их дети состоят в НКО. Получается, что их записали, посчитали, но сами ребята не ассоциируют себя с этими организациями. Необходимо провести глубинное исследование почему дети не вовлекаются в деятельность НКО и на этой основе строить работу нового движения.
Дмитрий Епов, заместитель ответственного секретаря Координационного совета Национальной родительской ассоциации предложит включить в круг исполнителей закона и другие органы исполнительной власти, кроме уже указанных Минпросвещения и Росмолодежи. Например, сфера культуры также должна участвовать в его реализации.
Тезисно представим позицию научного сообщества в лице нашего земляка Сергея Полякова – доктора педагогических наук, профессора кафедры психологии ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова» и Михаила Рожкова – доктора педагогических наук, главного научного сотрудника ФГБУК «Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий»:
— законопроект должен создаваться для социального развития, но иметь воспитательный, социальный и психологический эффекты;
— идеологическую основу движения можно определить как «самореализация в России и для России»;
— невозможно членство с 6 лет, нужно чтобы первоклассник ожидал, что его могут принять в организацию. Само это ожидание уже имеет воспитательное воздействие;
— «наставник» — это слово неприемлемое для детей, предложено использовать наименование «друг» или старое – доброе «вожатый»;
— отметили необходимость сохранения добровольности членства, а также и коллективности, и индивидуальности вхождения в организацию;
— нельзя допустить слияния организации со школой, она должна остаться самостоятельным социальным институтом.
Эксперты были единодушны во мнении, что необходимость законопроекта вызвана временем, разработать его нужно было намного раньше. Все остальные вопросы – это о способности взрослых консолидироваться, усилять друг друга во благо детей, опираясь на инфраструктуру и возможности государства.