17 марта в Общественной палате Российской Федерации прошел деловой завтрак «Антикризис в спортивной индустрии. Что делать?». Обсуждались пути развития спорта в России в условиях изоляции страны, санкций и финансовых сложностей. Эксперты и представители отрасли встретились, чтобы совместно обозначить основные векторы развития спортиндустрии в сегодняшних непростых реалиях.

Модераторами и соорганизаторами мероприятия выступили директор по развитию «СБК. Спорт Бизнес Консалтинг» Александра Савраева и член Общественной палаты РФ от Ульяновской области, профессор Высшей школы экономики Елена Истягина-Елисеева.

Открывая бизнес-завтрак, Елена Истягина-Елисеева акцентировала внимание присутствующих на том, что спорт никогда не был вне политики, наоборот, он всегда являлся ее прямым инструментом.

«Нашу отрасль сотрясает который год подряд. Мы пережили пандемию и вновь оказались в сложной ситуации. Но именно этот политический кризис открывает нам окно возможностей. Во-первых, тенденции и тренды, сопровождающие в последнее время жаждущий стать монополистом в мире спорта Международный олимпийский комитет, подталкивают нас к решительным действиям и жестким назревшим ответным реакциям. Во-вторых, физическая культура и спорт в нашей стране всегда были социально-значимой сферой. Здоровьесбережение нации является сегодня приоритетом. Правительство Российской Федерации берет на себя повышенные обязательства как минимум в этом году. 46-й Федеральный закон наглядно демонстрирует это», — подчеркнула Елена Истягина-Елисеева.

В свою очередь сомодератор Александра Савраева отметила: «Российский спорт сейчас отстранен от международной арены, это, конечно, сильно повлияло на всю отрасль. Сказалась и остановка поставок из-за рубежа. Прежде всего, необходимо поддержать национальных производителей. Это и субсидирование, и налоговые льготы, и предоставление участков под производство. Второе – проведение внутринациональных мероприятий разного масштаба в профессиональном и массовом спорте, а также создание зрелищных спортивных шоу и их трансляции».

Директор по развитию и взаимодействию со спортивными организациями «Матч ТВ» Елена Рудакова заверила, что главный российский спортивный телеканал заинтересован в показе внутрироссийских соревнований: «Сейчас не время впадать в депрессию или паниковать. Нынешняя ситуация – это шанс для спортсменов завоевать новую аудиторию, прокачать личный бренд. И, когда мы вернемся в мировой спорт, наши атлеты будут еще сильнее. Нужно все усилия направить на внутренние турниры, а «Матч ТВ» готов показывать их».

Исполнительный директор Союза биатлонистов России Александр Пак сохраняет оптимизм. Он упомянул, что зимний сезон уже завершен, а недавний чемпионат России в Уфе прошел успешно и с прямыми трансляциями на «Матч ТВ».

Еще одно направление выделил Сергей Крюков из АСБ – это B2G, плотная работа с государственными проектами, взаимодействие бизнеса с федеральными и муниципальными программами по развитию спорта.

«Важно поддержать отрасли бизнеса, которые обеспечивают спорту огромный приток спонсорских денег. В первую очередь, речь про букмекерские компании и производителей пива, допуск которых на стадионы уже давно обсуждается, в том числе в Государственной думе. Это могло бы стать огромным подспорьем для профессиональных лиг и клубов. Другим ключевым вектором сейчас становится любительский спорт. Правительство планирует развивать его как с точки зрения инфраструктуры, так и с точки зрения организации мероприятий. И сегодня вице-премьер Дмитрий Чернышенко объявил, что на это будут направленны 8 млрд рублей, которые предполагалось потратить на подготовку международных соревнований», — сообщил Крюков.

Пессимистично настроенным оказался директор по коммерции Континентальной хоккейной лиги Павел Астахов. По его словам, контракт с лигой не разорвал ни один из западных спонсоров. Хотя все они попросили убрать свои бренды с бортов и льда. Его беспокоит состояние российского производства спортивного инвентаря, и даже новость про перенаправление 8 млрд рублей не внушает оптимизма.

Заместитель генерального директора букмекерской конторы «Лига ставок» Игорь Столяров эмоционально описал сложность ситуации и предложил несколько способов ее исправить. Главный из них – скорейший уход от «огосударствления» коммерческого спорта.

«В течение последних 10 лет я повторяю: главная проблема нашего спорта то, что он полностью завязан на государстве. Это удобно, ведь во время каждого кризиса можно просить помощи у бюджета. Но не дает развития. Пусть государство занимается только детско-юношеским спортом и спортом высших достижений – так сказать, верхом и низом нашего сэндвича», — отметил Столяров.

Также могут спасти российский спорт, по мнению Столярова, ГЧП (если его «дебюрократизировать»), букмекеры (если им расширят рекламные возможности), пиво и цифровые разработки.

О важности букмекеров в сегодняшнем мире напомнили директор по коммерции Континентальной хоккейной лиги Павел Астахов, вице-президент Федерации компьютерного спорта России Артем Винокуров и заместитель генерального секретаря Федерации бокса России Хетаг Цопанов. Все они поблагодарили беттинговые компании, уточнив, что без них спорту сейчас пришлось бы совсем плохо.

Исполнительный директор Ассоциации студенческого баскетбола Сергей Крюков не стал делать никаких выводов, а назвал сегодняшний период временем острой неопределенности, когда любой может как поймать за хвост жар-птицу, так и исчезнуть с рынка. Он предложил три тренда, на которые можно опираться: изменение поведения, рынок труда и огосударствление спорта.

Резюмируя встречу, Елена Истягина-Елисеева отметила, что нужно создать витрину российских производителей, ведь разработчиков отечественного инвентаря немало, но они всегда были в тени сильных западных брендов. Эту идею поддержала президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии, руководитель World Gym в России Ольга Киселева.

По итогам мероприятия Комиссия ОПРФ по физической культуре и популяризации здорового образа жизни совместно с СБК подготовит свои предложения и направит их в соответствующие организации и ведомства.