Сегодня я везла дочь Александру с тренировки, когда посыпались многочисленные сообщения СМИ: «МОК лишает на флага и гимна». «Международные соревнования в России отменяют» и т.д. Как мать способной малышки, я мечтаю о больших спортивных возможностях для своего ребенка. Как специалист сферы спорта я говорю своим коллегам во всем мире: «Спасибо, что, наконец, явили себя во всей красе».
С меня, пожалуй, хватит соревнований без российского флага и гимна. А с вас, пожалуй, хватит наших щедрых финансовых вливаний в ваше околоспортивное благополучие.
На каждой своей лекции я говорю о том, что спорт всегда был частью мировой политики. И чтобы вы не обольщались прекраснодушными олимпийскими идеалами, напомню несколько фактов.
«Большевики поставили себя вне общества. Пока я президент МОК, советский флаг не появится на олимпийском стадионе».
Это фраза третьего президента Международного олимпийского комитета (МОК) графа Анри де Байе-Латура из Бельгии. Именно при нем были организованы Игры 1936 года в Берлине. Учитывая высокие заслуги президента МОК перед фашизмом, на похоронах Байе-Латура лично присутствовали Гитлер и Риббентроп, а также Карл Риттер фон Хальт, глава национального олимпийского комитета фашистской Германии и, после войны, ФРГ.
Сейчас мы слышим ту же риторику в адрес российского флага. Почему нас так упорно пытаются лишить государственных символов на соревнованиях? Потому что спортсмен на пьедестале – герой своего народа, олицетворение упорства, внутренней дисциплины, силы духа, воли к победе. Нас пытаются лишить героев и вдохновения, уничтожить гордость за страну.
Олимпийские игры современности прошли на фоне таких «незначительных» по мнению МОК военных операций как нападение на Сербию (2000 год, ОИ в Сиднее), с 2001 нападение на Афганистан, с 2003 Война и Ираке, с 2011 Ливия и т.д. Вы видели какое-либо заявление МОК хотя бы об осуждении агрессоров за нарушение олимпийского перемирия?
Вообще выборочное трактование олимпийской хартии (своеобразной конституции олимпийского движения) это любимая «фишка» МОК. Начало этой традиции было положено с оправдания нацистского приветствия на Олимпиаде в Берлине 1936 г. «Это просто особенность германской нации и сионистский заговор» — утверждал Эвери Брендедж, глава НОК США, протестуя против бойкота Игр в Берлине. Впоследствии господин Брендедж стал президентом МОК.
Чтобы не обманываться с ожиданиями мы должны четко понимать «расклад». МОК (Международный олимпийский комитет) и МПК (Международный паралимпийский комитет), международные спортивные федерации, ВАДА и т.д. – это общественные организации.
Формально они вне политики: их основной целью является содействие развитию спорта.
На практике это еще и обеспечение «себя любимых» сытым и гладким житьем-бытьем. Считается что наиболее острый кризис в олимпийском движении возник в 1980-1984 годах, когда Игры в Москве и Лос-Анжелесе прошли без основных соперников, сборных СССР и США. Успешное проведение в 1984 году Игр Доброй Воли поставили МОК на грань разорения и это было основной причиной невероятных усилий Хуана Антонио Самаранча, тогдашнего президента МОК по возвращению СССР и США к «олимпийским ценностям».
Мы уже 4 олимпиады без флага и гимна. На мой взгляд, за надуманные обвинения. Судя по всему тема допинга себя исчерпала (даже скандал и травля нашей юной Камилы Валиевой не принесли необходимого результата). Теперь новый повод, мы, оказывается, нарушители перемирия!
На протяжении последних пяти лет сбылся каждый мой управленческий прогноз. Это и лестно, и горько. Я хороший опытный руководитель. Я люблю свою работу и свою страну. Сегодня я говорю: «Хватит уже унижаться. Может стоит вспомнить о чести и гордости?» Наши китайские друзья бойкотировали Игры с 1956 по 1976 год и… ничего страшного. Сейчас это определённо одна из двух лучших команд. И спорт у них не развалился, и нация вполне спортивная. У нас тоже были периоды «международной изоляции», а потом мы выиграли мировую войну, а следом за этим и Игры в Мельбурне.
Я не призываю прямо сейчас гордо хлопнуть дверью. Я призываю эффективно и жестко проектировать отраслевую управленческую политику. Знаете, что я предлагаю сделать? Нужно сесть и внимательно посчитать наши деньги.
Сейчас за бюджетный счет спортом в нашей стране занимаются 3,4 миллиона детей. С ними работают 240 тысяч тренеров. На все спортивные школы ежегодно государство тратит 180 млрд. рублей. Этого недостаточно: у нас 22 миллиона детей. Спортивные школы в регионах обеспечены не в полной мере финансированием, кадрами, инвентарем, оборудованием.
Однако ситуация предполагает много решений. Газпром спонсирует УЕФА, ФК Шальке, ФК Аустрия примерно на 70 миллионов евро в год. Уралкалий спонсирует американскую команду Формулы 1 примерно на 25 миллионов евро. Кстати, только из государственного бюджета на проведение этапа Формулы 1 в Сочи тратится 1,5 млрд. рублей. Сколько вкладывают в это мероприятие спонсоры – неизвестно.
По данным ФИФА в летнее трансферное окно 2021 года клубы РФПЛ потратили на трансферы 82 миллиона евро. Сколько стоит совокупное содержание легионеров в российских клубах – неизвестно. Самый высокооплачиваемый легионер в российском спорте – Малком из ФК «Зенит». Его зарплата примерно 8 миллионов евро в год.
Приведенные факты – беглый взгляд на вложения отечественных спонсоров в иностранный спорт. Принесут ли эти деньги хоть какой-то дивиденд своим компаниям? Мы видим, что нет. Давайте повернемся лицом к нашим детям и нашим гражданам. Это значительно лучшее вложение в наше будущее.