Сегодня здоровьесбережение населения стало основным социальным трендом. Лозунги о ЗОЖ звучат буквально на каждом шагу. Все сопричастные федеральные ведомства – Минспорт, Минпрос, Минздрав – формируют госпрограммы, направленные на оздоровление граждан разных возрастов, профессий и достатка.

 Хватит ли усилий государства, чтобы две трети населения к 2030 году были физически активными и регулярно занимались спортом? Скорее всего, нет. Сегодня «бюджетный» спорт за государственный счет не может охватить даже школьников  и студентов. Что же говорить о взрослом трудоспособном населении?

Возрастающие потребности в физической активности как-то надо удовлетворять. Если нет возможности заниматься в государственной спортивной школе, родители ведут детей в коммерческую секцию. Да, в общем-то, это хорошо и нормально – развиваются новые виды спорта, проходят турниры на любой вкус и достаток. Не только дети, но и взрослые вовлекаются в процесс, практикуют йогу, единоборства, триатлон и танцы.

Здорово? Вроде бы, да. Но почему специалисты сферы физической культуры и спорта бьют тревогу? Почему называют коммерческий спорт «диким Западом»? Эти и другие вопросы обсудили эксперты 3 февраля на открытой дискуссии «Коммерческие услуги в спорте: качество, ответственность, безопасность». Модератором мероприятия выступила заместитель председателя Комиссии ОП РФ по физической культуре и популяризации здорового образа жизни, профессор Высшей школы экономики Елена Истягина-Елисеева. Участниками дискуссии стали представители федеральных и региональных министерств, спортивных федераций, частных и государственных спортивных школ и секций, спортсмены и олимпийские чемпионы.

Обсуждались вопросы качества и безопасности коммерческих физкультурно-оздоровительных услуг, которые сегодня, увы, ничем не гарантированы. В законодательстве существует значительная лакуна – раньше коммерческого спорта просто не было, потому он никак и не регулировался. Для сравнения: в бюджетной спортивной школе, как к организации в целом, так и к каждому специалисту в частности, предъявляется целый перечень требований. В спорте регламентируется все – от образования и квалификации специалиста до норм врачебного контроля. Это необходимо, так как нарушения приводят к травмам и несчастным случаям.

Пару лет назад после ряда громких несчастных случаев в фитнес-клубах Общественная палата РФ инициировала законодательные изменения. Они привели к признанию фитнеса частью сферы спорта с соответствующими правами и обязанностями. Из теневой зоны вышли большинство клубов, появилась новая профессия для записи в трудовую книжку – специалист по продвижению фитнес-услуг. Президент даже предложил налоговый вычет для тех, кто ходит в фитнес-клубы, а также меры поддержки социально-ответственных предпринимателей на время пандемии.

Однако вопрос этот сегодня решен не полностью: фитнес – это только часть коммерческой спортивной индустрии. Спорт стал привлекательным бизнесом. С ростом частных спортивных школ и секций проявилась и проблема отсутствия правил. Многочисленные обращения граждан из разных уголков нашей страны вскрыли сомнительное качество услуг самозваных «чемпионов водокачки», сенсеев и гуру. Однако законодательной возможности призвать к ответу таких персонажей практически нет: открыл ИП и тренируй как угодно, красиво и нарядно, представляя себя специалистом широкого профиля.

Подводя итоги дискуссии, модератор Елена Истягина-Елисеева подчеркнула: «Отраслевое сообщество благодарит Минспорт России за открытую позицию и  конструктивный диалог. Совместными усилиями необходимо упорядочить работу частных спортивных организаций: деликатно  –  чтобы не навредить бизнес-процессам, но последовательно и решительно, чтобы отсечь недобросовестных дельцов, желающих нажиться на здоровье и рискуя жизнью занимающихся. По итогам мероприятия, которое транслировалось во всех регионах страны, Комиссия Общественной палаты Российской Федерации направит рекомендации в соответствующие ведомства и организации. Сложившаяся ситуация однозначно требует решения».

Видеозапись материала по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=dEME-KNd3oE&ab_channel 

Проект резолюции 3 февраля 

Документы