Я работаю в высшем образовании 25 лет. Прошла все ступени профессионального роста от аспиранта до заведующей кафедрой ведущего спортивного вуза РГУФКСМиТ. А затем стала соавтором и научным руководителем Института спортивного менеджмента и права НИУ ВШЭ.  Имею право на собственное мнение о том, что происходит в системе высшего спортивного образования. И, увы, мнение это весьма сумрачное.

25 лет назад моими коллегами-аспирантами были представители Кореи, Китая, Бразилии, Германии, Греции, Кипра, многих африканских стран, а также бывших советских республик – Азербайджана, Армении, Белоруссии, Молдовы. Моя мама в свои аспирантские времена в том же вузе (тогда еще Государственном центральном ордена Ленина институте физической культуры – ГЦОЛИФК) помнит географию еще более широкую. Диплом института физической культуры СССР принимали во всем мире без нострификации, то есть без дополнительного признания эквивалентности местными органами образования.

Нынче иностранцев в «институт физкультуры» и калачом не заманишь. Конечно, к нам приезжают представители бывших среднеазиатских республик, но европейские и азиатские студенты наше спортивное образование не видят в упор. Конечно, если поискать, несколько заезжих экстремалов найдется, но как в былые времена – потоком – иностранцы к нам не идут. Почему?

Последние пять лет особенно ярко видна постоянно расширяющаяся бездна между отраслевыми вузами и современными международными тенденциями. Да что тут говорить, буквально на днях собирала по нескольким вузам научно-исследовательскую группу для участия в гранте по спортивной тематике. Требования к участникам – не менее 5 научных статей, индексируемых в Web of Science Core Collection с индексом Хирша не менее 5. Нашла ДВУХ профессоров!!! Знаете, что это значит? Что зарубежная наукометрия не видит наших ученых как класс. Возможно, в других направлениях прикладной и гуманитарной науки ситуация иная. Но, что касается спортивной педагогики, новых методик тренировок, социальных исследований сферы спорта – шах и мат. Мат, пожалуй, даже не шахматный.

Мы можем сколько угодно говорить, что наукометрические показатели – индексы цитируемости и рейтинги – необъективны. И что в нашей стране работают светлейшие умы. Просто как-то получается, что работами этих светочей научный мир не интересуется. Академическая мобильность профессорско-преподавательского состава находится на низком уровне. Материально-техническое обеспечение лабораторий слабое. С каждым годом увеличивается дистанция между работодателями и вузами: спортивные вузы перестают быть носителями отраслевых технологий. А главный показатель успешности образования – период адаптации выпускника и становление его самостоятельным специалистом неприлично увеличивается.

В спортивных вузах много проблем. Но без их решения невозможно наше успешное здоровое и спортивное будущее. Невозможны новые достижения и успехи, невозможно исследование возможностей человеческого тела, невозможны современные методики оздоровления детей, методики профилактики и восстановления после огромного количества болезней – это целое направление «лечебная физическая культура». Без современных и успешных спортивных вузов мы будем или «покупать» иностранных тренеров и спортсменов, или ехать «на старых дрожжах», пользуя зачитанные до дыр дневники тренировок из собственного далекого детства.

Что можно и нужно сделать?

Не берусь в одной публикации предложить комплексную программу по изменению ситуации в наших дорогих альма-матер. Тем не менее, как отраслевой специалист, как член Общественной палаты Российской Федерации, считаю целесообразным следующее:

  1. Посвятить один из ближайших Советов при Президенте РФ по физической культуре и спорту проблемам высшего образования и науки физкультурно-спортивной отрасли. После формирования пакета Поручений Владимира Путина проблемные ситуации дивно меняются.
  2. Для повышения практикоориентированности образовательного процесса расширить действие поручения заместителя председателя Правительства РФ Дмитрия Чернышенко (о возможности осуществления преподавательской деятельности спортсменами) на иных специалистов физкультурно-спортивной отрасли – тренеров, судей, специалистов спортивной медицины и т.д.
  3. Для отработки новаторских методических практик и обеспечения глубокого и полноценного погружения в практическую деятельность студентов, например, в качестве ассистентов действующих тренеров, открыть (воссоздать) на базе вузов физкультурно-спортивные клубы для нужд разных категорий граждан.
  4. Для повышения престижа российского спортивного образования поручить курирующим ведомствам обеспечить участие вузов в международных рейтингах и предусмотреть комплекс мер для их продвижения.
  5. Для повышения интереса иностранных студентов к обучению в российских спортивных вузах, а также для обеспечения академической мобильности профессорско-преподавательского состава и обмена передовым опытом снять формальные (бюрократические) барьеры для формирования сетевых программ с зарубежными вузами.
  6. Для повышения престижа профессорско-преподавательской деятельности в сфере физической культуры и спорта включить соответствующие номинации в Национальную Спортивную Премию.

Это, конечно, далеко не все, что нужно изменить. Однако, начинать с чего-то надо.