Я работаю в высшем образовании 25 лет. Прошла все ступени профессионального роста от аспиранта до заведующей кафедрой ведущего спортивного вуза РГУФКСМиТ. А затем стала соавтором и научным руководителем Института спортивного менеджмента и права НИУ ВШЭ. Имею право на собственное мнение о том, что происходит в системе высшего спортивного образования. И, увы, мнение это весьма сумрачное.
25 лет назад моими коллегами-аспирантами были представители Кореи, Китая, Бразилии, Германии, Греции, Кипра, многих африканских стран, а также бывших советских республик – Азербайджана, Армении, Белоруссии, Молдовы. Моя мама в свои аспирантские времена в том же вузе (тогда еще Государственном центральном ордена Ленина институте физической культуры – ГЦОЛИФК) помнит географию еще более широкую. Диплом института физической культуры СССР принимали во всем мире без нострификации, то есть без дополнительного признания эквивалентности местными органами образования.
Нынче иностранцев в «институт физкультуры» и калачом не заманишь. Конечно, к нам приезжают представители бывших среднеазиатских республик, но европейские и азиатские студенты наше спортивное образование не видят в упор. Конечно, если поискать, несколько заезжих экстремалов найдется, но как в былые времена – потоком – иностранцы к нам не идут. Почему?
Последние пять лет особенно ярко видна постоянно расширяющаяся бездна между отраслевыми вузами и современными международными тенденциями. Да что тут говорить, буквально на днях собирала по нескольким вузам научно-исследовательскую группу для участия в гранте по спортивной тематике. Требования к участникам – не менее 5 научных статей, индексируемых в Web of Science Core Collection с индексом Хирша не менее 5. Нашла ДВУХ профессоров!!! Знаете, что это значит? Что зарубежная наукометрия не видит наших ученых как класс. Возможно, в других направлениях прикладной и гуманитарной науки ситуация иная. Но, что касается спортивной педагогики, новых методик тренировок, социальных исследований сферы спорта – шах и мат. Мат, пожалуй, даже не шахматный.
Мы можем сколько угодно говорить, что наукометрические показатели – индексы цитируемости и рейтинги – необъективны. И что в нашей стране работают светлейшие умы. Просто как-то получается, что работами этих светочей научный мир не интересуется. Академическая мобильность профессорско-преподавательского состава находится на низком уровне. Материально-техническое обеспечение лабораторий слабое. С каждым годом увеличивается дистанция между работодателями и вузами: спортивные вузы перестают быть носителями отраслевых технологий. А главный показатель успешности образования – период адаптации выпускника и становление его самостоятельным специалистом неприлично увеличивается.
В спортивных вузах много проблем. Но без их решения невозможно наше успешное здоровое и спортивное будущее. Невозможны новые достижения и успехи, невозможно исследование возможностей человеческого тела, невозможны современные методики оздоровления детей, методики профилактики и восстановления после огромного количества болезней – это целое направление «лечебная физическая культура». Без современных и успешных спортивных вузов мы будем или «покупать» иностранных тренеров и спортсменов, или ехать «на старых дрожжах», пользуя зачитанные до дыр дневники тренировок из собственного далекого детства.
Что можно и нужно сделать?
Не берусь в одной публикации предложить комплексную программу по изменению ситуации в наших дорогих альма-матер. Тем не менее, как отраслевой специалист, как член Общественной палаты Российской Федерации, считаю целесообразным следующее:
- Посвятить один из ближайших Советов при Президенте РФ по физической культуре и спорту проблемам высшего образования и науки физкультурно-спортивной отрасли. После формирования пакета Поручений Владимира Путина проблемные ситуации дивно меняются.
- Для повышения практикоориентированности образовательного процесса расширить действие поручения заместителя председателя Правительства РФ Дмитрия Чернышенко (о возможности осуществления преподавательской деятельности спортсменами) на иных специалистов физкультурно-спортивной отрасли – тренеров, судей, специалистов спортивной медицины и т.д.
- Для отработки новаторских методических практик и обеспечения глубокого и полноценного погружения в практическую деятельность студентов, например, в качестве ассистентов действующих тренеров, открыть (воссоздать) на базе вузов физкультурно-спортивные клубы для нужд разных категорий граждан.
- Для повышения престижа российского спортивного образования поручить курирующим ведомствам обеспечить участие вузов в международных рейтингах и предусмотреть комплекс мер для их продвижения.
- Для повышения интереса иностранных студентов к обучению в российских спортивных вузах, а также для обеспечения академической мобильности профессорско-преподавательского состава и обмена передовым опытом снять формальные (бюрократические) барьеры для формирования сетевых программ с зарубежными вузами.
- Для повышения престижа профессорско-преподавательской деятельности в сфере физической культуры и спорта включить соответствующие номинации в Национальную Спортивную Премию.
Это, конечно, далеко не все, что нужно изменить. Однако, начинать с чего-то надо.