«Общественную палату Ульяновской области 8 октября посетили сразу два высокопоставленных чиновника – Министр здравоохранения Ульяновской области Александр Гашков и курирующий зампред Правительства Сергей Кучиц. Встречи с чиновниками от здравоохранения мы добивались давно. И разговор состоялся долгий и непростой. Постараюсь представить свежую информацию по больной, простите за грустный каламбур, теме. А также свои выводы по итогам встречи.

В Общественную палату ежедневно поступают жалобы и буквально призывы о помощи! Обращения идут в основном кризисные – «помогите, не знаем, что делать, родственнику совсем плохо, нет места в больнице/нужен консилиум/проблема с лекарствами» и т.п. Здесь хотелось бы заострить внимание, что Общественная палата – это сообщество гражданских активистов, орган общественного контроля. Мы не депутаты, нам не платят за работу, наши предложения для власти имеют рекомендательный характер. Тем не менее, престиж Палаты высок, так как в нее входят ведущие отраслевые эксперты и слово каждого в своей отрасли много значит.

Возвращаясь к делам нашим нынешним: последний год я получала много обращений по теме здравоохранения. И хотя не являюсь медицинским работником, пытаюсь как могу помочь. Подчеркну: также действовали и мои коллеги по Общественной палате. Действовать приходится точечно, буквально в ручном режиме. Мы обращались к главным и лечащим врачам, просили о консилиумах, утешали родственников, снова обращались к врачам, искали спонсоров для лекарств. Мы, поверьте, не отвлекаем занятых людей ради прихоти. Мы имеем право позвать руководителей ульяновской медицины и спросить: что вы делаете в нынешней кризисной ситуации? Какие меры принимаются?

Теперь несколько цифр. Министр Гашков сказал, что на закупку лекарств выделены деньги из регионального бюджета, сколько — не уточнил. По моей информации, регионам Приволжского федерального округа выделено 1,06 млрд рублей. Больше всех в ПФО получит Республика Башкортостан — 134,8 млн рублей, в сопоставимые с нами Кировскую — 72,2 млн рублей, Пензенскую — 53,4. Наша область получила 47,4 млн федерального финансирования.  Соглашение о выделении средств подписано пару недель назад. Однако есть нюанс, деньги больному не уколешь и вместо таблетки не дашь. Привлеченное финансирование ни в кошельке лежит и в аптеку за лекарствами с ним не сходишь. Чтобы появились лекарства, необходимо провести закупочные процедуры. А это драгоценное время. И жизни.

Как так вообще получилось? Не было статистики? Не было прогнозов? Какие профилактические меры принимались? По словам министра Гашкова, месячный запас лекарств был израсходован за неделю (!). К нему лично – вопросов меньше всего, он недавно на должности. Но факт — запаса прочности в настоящий момент нет.

Также министр сообщил, что на 8 октября имеется резерв свободных коек в стационаре в количестве 152. К сожалению, эти места рассчитаны на легких и средних больных. На миллионную область резерв в 150 коек — это ни о чем! По его же информации у нас сейчас 10 000 человек переносят болезнь дома. Если хоть один процент из них почувствует ухудшение состояния – все, весь резерв закончится. Считаю уже сейчас необходимо готовить (разворачивать и оборудовать) временные госпитали и больничные пункты. Пока, насколько я поняла, эта мера только ещё обсуждается.

Еще раз о деньгах: почти все социальные сферы области урезают в бюджете. Мы увидим в палате проект бюджета в ближайшее время. Очень надеюсь, что перераспределение идет в пользу здравоохранения, а не куда-то еще.

Теперь о причинах кризиса. Зампред Правительства Кучиц сообщил о следующих причинах ухудшения ситуации: несоблюдение масочного режима; несоблюдение ограничительных мер, в том числе социальной дистанции; медленные темпы вакцинации. Как видим, во всем виновато, конечно же, население! Оно же и будет заниматься выходом из кризиса!  Что предложили чиновники общественникам? Предоставить волонтеров, активно пропагандировать вакцинацию и уведомлять правоохранительные органы о нарушениях эпидрежима.

По поводу волонтеров. Они нужны минздраву по трем направлениям: разводить потоки больных в медучреждениях, обзванивать больных, помогать в доставке лекарств. Как хотите, но я резко против идеи Сергея Сергеевича посылать людей в больницы «для разведения потоков больных». На телефонные обзвоны – да. А в больницы — нет. Очень спорная эффективность этого мероприятия. Одних слов «нужны волонтеры» мало. Люди у нас неравнодушные и готовы друг другу помогать. К кому обращаться, кто это координирует?

Например, полгода назад в Общественной палате узнали, что в области проблема с наличием крови. Мы вышли на Ульяновскую областную станцию переливания крови, нам объяснили сколько могут человек принять, назначили конкретный день, сообщили требования к донорам, а дальше мы уже оповестили людей, привезли, сдали.

По поводу вакцинации. Расскажу по своему опыту. Я переболела в первую волну с 50% поражением легких. Моя профессия предполагает обязательную вакцинацию, и я ее прошла в марте 2021 года. Как и все члены моей семьи, которые, кстати, перенесли вакцину нормально. А вот я, увы, получила осложнения. Статистика говорит, что таких случаев совсем мало, тем не менее. Необходимо было проконсультироваться с лечащим врачом! Я – ЗА вакцинацию. Однако сначала надо взять все свои анализы и медкарту и посоветоваться со своим врачом – это важно! Если противопоказаний нет, идите и вакцинируйтесь!

По поводу уведомления правоохранительных органов о нарушениях. Меня смущает этот очередной «кампанейский», бессистемный подход. Если соблюдать, то всем, если штрафовать, то тоже всех, кто нарушил, иначе никакого доверия и порядка не будет. Вообще после встречи осталось ощущение, что в минздраве нет системного планирования. Чтобы было понятно, кто и что делает, кто ответственный, какие ресурсы необходимы и т.д. К сожалению, всеми ожидаемый план действий пока не представлен».