Сегодня, 29 июня, вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2020 №518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №518-ФЗ), которым в Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон о регистрации), а также в иные законодательные акты внесены изменения в части установления процедуры выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости.
«Положения вступившего в силу закона направлены на защиту права собственности и иных вещных прав лиц, являющихся правообладателями объектов недвижимости, сведения о которых отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости», — отметила руководитель Управления Росреестра по Ульяновской области Ольга Петухова. Отсутствие сведений о правообладателе объекта недвижимого имущества в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) может повлечь негативные последствия, в первую очередь, для самого правообладателя.
Законом №518-ФЗ предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления на территориях субъектов РФ и муниципальных образований будут осуществлять мероприятия:
— по выявлению правообладателей объектов недвижимости, которые считаются ранее учтенными объектами недвижимости или сведения о которых могут быть внесены в ЕГРН по правилам, предусмотренным для внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;
— по обеспечению внесения в ЕГРН сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости в случае, если правоустанавливающие документы на ранее учтенные объекты недвижимости или документы, удостоверяющие права на такие объекты недвижимости, были оформлены до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (до 31.01.1998) и права на такие объекты недвижимости, подтверждающиеся указанными документами, не зарегистрированы в ЕГРН.
Указанные мероприятия включают в себя:
— проведение анализа сведений, содержащихся в документах, имеющихся в архивах;
— направление в целях получения сведений запросов в различные организации;
— опубликование сообщений (на официальном сайте, на информационных щитах) о способах и порядке предоставления в уполномоченные органы сведений о правообладателях ранее учтенных объектов (как самими правообладателями, так и иными заинтересованными лицами);
— после получения ответов на запросы и проведения анализа сведений – подготовку проекта решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости.
В проект решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости подлежат включению сведения об объекте (кадастровый номер, адрес, площадь и другие характеристики), сведения о правообладателе (как в отношении юридического, так и в отношении физического лица), документы, подтверждающие, что выявленное лицо является правообладателем ранее учтенного объекта недвижимости, результаты осмотра здания, сооружения или объекта незавершенного строительства.
Если в результате осмотра будет установлено, что объект недвижимости прекратил свое существование, проект решения не готовится. Орган местного самоуправления обязан обратиться в Управление с заявлением о снятии такого объекта с государственного кадастрового учета без подготовки и представления акта обследования.
В последующем орган местного самоуправления на официальном сайте, на информационных щитах размещает сведения о данном объекте, о сроке, в течение которого могут быть представлены возражения относительно сведений о выявленном правообладателе объекта и направляет проект решения заказным письмом с уведомлением о вручении лицу, выявленному в качестве правообладателя, с указанием срока, в течение которого могут быть представлены возражения относительно сведений о правообладателе.
Если по истечении 45 дней после получения проекта решения не поступили возражения относительно сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости, орган местного самоуправления принимает решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости.
В дальнейшем орган местного самоуправления направляет в орган регистрации:
1) заявление о внесении в ЕГРН сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости – в случае, если сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, за исключением сведений о правообладателе, содержатся в ЕГРН;
2) заявление о внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, а также о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости в случае, если сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, а также о его правообладателе в ЕГРН отсутствуют.
К заявлению прилагается решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости и документы, содержащие полученные по запросам сведения.
В последующем орган регистрации, то есть Управление, на основании этих документов внесет сведения в кадастр недвижимости ЕГРН, в качестве дополнительных сведений об объекте.
В настоящее время в органы местного самоуправления перечни ранее учтенных объектов недвижимости, в отношении которых отсутствуют сведения о правообладателях, Управлением уже направлены.
До сведения органов государственной власти Ульяновской области и органов местного самоуправления рекомендации по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, разработанные Росреестром, доведены.
В результате совместной работы органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов и заинтересованных лиц будет осуществляться наполнение ЕГРН недостающими сведениями.
В связи с этим руководитель Управления Ольга Петухова призвала правообладателей объектов недвижимости, чьи права возникли до создания системы государственной регистрации прав (до 31.01.1998), но не зарегистрированы в ЕГРН, не дожидаясь результатов процедур выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, обратиться в ближайший офис МФЦ с заявлением о государственной регистрации права. Государственная пошлина за государственную регистрацию ранее возникшего права, подчеркнула Ольга Петухова, не взимается.