Осуществление Управлением Росреестра по Ульяновской области государственного земельного надзора на основании обращений граждан и организаций занимает весомую долю от всего объема исполнения данной государственной функции.
Как показывает практика, обращения граждан и организаций по вопросам государственного земельного надзора по существу поставленных вопросов, подразделяются на три типа:
1) вопросы о разъяснении порядка, осуществляемого Управлением государственного земельного надзора, требований земельного законодательства;
2) вопросы, связанные с несогласием подконтрольных субъектов с действиями государственных инспекторов Управления при проведении контрольно-надзорных мероприятий;
3) вопросы о необходимости проведения контрольно-надзорных мероприятий в отношении каких-либо граждан, индивидуальных предпринимателей, организаций.
Соответственно, к непосредственному инициированию Управлением контрольно-надзорных мероприятий в сфере государственного земельного надзора относится третий тип обращений. О нем далее и пойдет речь.
Общий порядок рассмотрения обращений граждан и организаций урегулирован положениями Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
«Однако, рассмотрение обращений граждан и организаций, требующих проведения контрольно-надзорных мероприятий, осуществляется Управлением с учетом специализированных норм, устанавливающих определенные требования и условия для проведения контрольно-надзорных мероприятий», — пояснила руководитель Управления Ольга Петухова.
Государственный земельный надзор на территории Российской Федерации осуществляется тремя органами: Росреестром, Россельхознадзором и Росприродназором. У каждого из указанных органов свой предмет надзора и дублирование возложенных на них функций и полномочий исключено на законодательном уровне.
Предметы ведения каждого из органов государственного земельного надзора определены в Положении о государственном земельном надзоре, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 №1.
Как сообщила Ольга Петухова: «Принимая во внимание предмет надзора Росреестра, обращения граждан и организаций о проведении контрольно-надзорных мероприятий, поступающие в Управление, должны быть обусловлены, например, доводами о самовольном захвате земель, об их нецелевом использовании, и, соответственно, о нарушении имущественных прав Российской Федерации, Ульяновской области, муниципальных образований, юридических лиц (организаций), граждан».
Согласно требованию пункта 45 Административного регламента осуществления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзора, утвержденного Приказом Росреестра от 18.06.2019 №П/0240, обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Росреестр (территориальный орган), а также обращения и заявления, не содержащие сведений о нарушениях имущественных прав, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
Должностное лицо Росреестра (территориального органа) при поступлении обращения (заявления) в Управление, при наличии у него обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления, принимает разумные меры к установлению обратившегося лица.
При рассмотрении обращений и заявлений учитываются результаты рассмотрения ранее поступивших подобных обращений и заявлений, информации, а также результаты ранее проведенных мероприятий по контролю в отношении соответствующих юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления и граждан.
В случае отсутствия достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, уполномоченными должностными лицами Росреестра может быть проведена предварительная проверка поступившей информации. В ходе проведения предварительной проверки принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию, проводится рассмотрение документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, гражданина, имеющихся в распоряжении Росреестра (территориального органа), при необходимости проводится административное обследование объектов земельных отношений. В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, гражданина могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.
При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, получении достаточных данных о фактах нарушения имущественных прав, возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, уполномоченное должностное лицо Росреестра (территориального органа) подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки.
По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя, органа государственной власти, органа местного самоуправления или гражданина к ответственности не принимаются.
При наличии каких-либо фактов, указывающих на возможное наличие нарушения требований земельного законодательства, Управлением проводится административное обследование объекта земельных отношений. Под административным обследованием понимается исследование его состояния и способов его использования на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (дистанционное зондирование (в том числе аэрокосмическая съемка, аэрофотосъемка). Главной особенностью административного обследования является отсутствие взаимодействия с лицами, использующими земельный участок.
По результатам административного обследования, в случае установления события и состава административного правонарушения, принимаются меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя или гражданина к ответственности.
Во всех обозначенных случаях, по результатам рассмотрения обращений граждан и организаций по госземнадзору госземинспекторами Управления даются ответы по существу поставленных вопросов. При необходимости проведения контрольно-надзорных мероприятий, запроса информации, рассмотрение обращений в установленном порядке может быть продлено на срок не более 30 календарных дней.
В случае выявления признаков нарушений, пресечение которых не относится к компетенции Управления, соответствующая информация направляется по подведомственности, о чем сообщается заявителю.
Как отметил начальник отдела государственного земельного надзора Управления Андрей Калашников: «Ежегодно количество обращений, поступающих в Управление растет и несмотря на то, что зачастую сведения о возможных нарушениях не подтверждаются или не относятся к предмету государственного земельного надзора, все обращения рассматриваются максимально тщательно и в полном объеме, не допуская «отписок», что позволяет оперативно принять меры по восстановлению нарушенных имущественных прав».