Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления в соответствии с ч 1. ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации), за исключением установленных Законом о регистрации случаев.

Согласно ч.1 ст. 58 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на недвижимое имущество на основании решения суда осуществляются в соответствии с Законом о регистрации.

Как отметила руководитель Управления Росреестра по Ульяновской области Ольга Петухова, данная норма Закона о регистрации не является исключением и по общему правилу заявление лица, в пользу которого вынесен судебный акт, об осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании решения суда является обязательным.

Необходимость представления заявления отсутствует лишь в случае поступления в адрес органа регистрации вступившего в законную силу судебного акта, принятого в рамках гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ) и гл. 22 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ), при признании действий органа регистрации незаконными, и, как следствие, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, то есть, в порядке административного судопроизводства, либо судебный акт содержит указание на наложение (снятие) ареста (запрещения совершения регистрационных действий) в отношении объекта недвижимости.

Можно обозначить несколько ситуаций, когда заявление в орган регистрации представлять не требуется.

Во-первых. Государственная регистрация прекращения зарегистрированного в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) права на основании вступившего в законную силу судебного акта может быть совершена Управлением самостоятельно без соответствующего заявления о прекращении права в случаях поступления в орган регистрации:

— вступившего в законную силу судебного акта, принятого в рамках административного судопроизводства в порядке гл. 24 АПК РФ и гл. 22 КАС РФ, в резолютивной части которого содержится обязание Управления осуществить государственную регистрацию прекращения права;

— вступившего в законную силу судебного акта, принятого в рамках гражданского или административного производства, в резолютивной части которого постановлено о государственной регистрации прекращения зарегистрированного права в связи с прекращением существования объекта или зарегистрированное в ЕГРН право признано судом отсутствующим;

— признания судом недействительной сделки с применением последствий недействительности сделки путем возврата сторон в первоначальное положение либо восстановления ранее погашенной записи о праве;

— государственная регистрация прекращения права осуществляется на основании вступившего в законную силу судебного акта, принятого в рамках административного судопроизводства в порядке гл. 24 АПК РФ и гл. 22 КАС РФ, в резолютивной части которого содержится обязание Управления осуществить государственную регистрацию прекращения права. Государственная регистрация прекращения права, а также восстановление права при признании сделки недействительной подлежат осуществлению на основании заявления в порядке ч. 3 ст. 58 Закона о регистрации.

Во-вторых. Снятие с государственного кадастрового учета объектов недвижимости на основании вступившего в законную силу судебного акта без соответствующего заявления возможно:

— при поступлении из судебного органа в установленном порядке в орган регистрации вступившего в законную силу решения суда, обязывающего орган регистрации совершить вышеуказанные действия в рамках административного судопроизводства;

— в случае осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения зарегистрированного права в связи с прекращением существования объекта недвижимости.

В-третьих. Заявление не требуется и в случае, если во вступившем в законную силу судебном акте, предусматривающем необходимость исключения из ЕГРН сведений о такой основной характеристике объекта недвижимости, как местоположение границ земельного участка, содержится указание органу регистрации прав на необходимость внесения в ЕГРН соответствующих новых сведений о местоположении границ данного земельного участка.

«Если указание на обязанность органа регистрации прав совершить соответствующие учетные действия (например, только удовлетворены требования истца об исключении сведений о местоположении границ земельного участка из ЕГРН) отсутствует, оно может являться основанием для подготовки заявителем межевого плана соответствующего земельного участка в порядке, установленном Законом о регистрации и Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», для последующего обращения в Управление с заявлением об осуществлении учетных действий», — пояснила Ольга Петухова.