26 мая в ОП Ульяновской области состоялось очередное заседание комиссии по развитию образования, популяризации науки и просветительской деятельности, где обсудили вопросы антитеррористической защищенности школ и летнюю оздоровительную кампанию для детей. Также в рамках заседания общественники рассмотрели изменения в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части просветительской деятельности.
По словам заместителя Министра просвещения и воспитания Ирины Киселевой, в настоящее время на территории Ульяновской области осуществляют свою деятельность 749 муниципальных и государственных образовательных организаций (всего 975 объектов). Мероприятия по категорированию, а также по разработке, согласованию и утверждению паспорта безопасности проведены во всех образовательных организациях.
По проведённому мониторингу обеспечения безопасности в образовательных организациях, установлено следующее:
- под технической охраной (кнопка экстренного вызова) специализированными организациями находится 638 образовательных организаций, что составляет 85,2 % от общего количества учреждений;
- под физической охраной специализированными организациями (ЧОП) находится 319 образовательных организаций, что составляет 43,0 % от общего количества учреждений;
- системой видеонаблюдения оборудовано 735 образовательных организаций, что составляет 98,1 % от общего количества учреждений;
- системой контроля доступом (турникетами) оборудовано 97 образовательных организаций;
- стационарные рамки, металлодетекторы имеются в 74 образовательных организациях.
«В связи с трагедией, произошедшей 11 мая 2021 года в Гимназии № 175 города Казани, Министерством просвещения и воспитания Ульяновской области проведены дополнительные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищённости объектов образования: созданы комиссии по мониторингу выполнения требований АТЗ, проведены инструктажи, ужесточены меры по обеспечению соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов, проверены исправности технических средств охраны», — дополнила Ирина Кисилева.
Всего для приведения муниципальных образовательных организаций в соответствие с требованиями к АТЗ (кнопки экстренного вызова, с выводом на пульт Росгвардии; обеспечение физической охраны сотрудниками ЧОП; ремонт ограждения образовательной организации) необходимы денежные средства в объёме 270 млн рублей.
На сегодняшний день было принято решение о выделении 18 млн рублей на мероприятия по оборудованию образовательных организаций, в которых нет кнопок экстренного вызова: 10 млн за счет регионального бюджета, 8 млн – за счет бюджетов муниципальных образований.
Председатель профильной комиссии Андрей Корнилин отметил необходимость восстановления системы громкоговорителей в школах: как показала трагедия в Казани, такая система очень помогла оповестить максимальное количество детей и сотрудников школы об опасности.
Члены региональной Общественной палаты и далее продолжат участвовать в приемках школ к новому учебному году и иных проверках, касающихся антитеррористической защищенности учреждений.
Также общественники выразили готовность участвовать в приемках и летних лагерей. Всего в этом году на территории Ульяновской области планируется деятельность 561 организации отдыха детей и их оздоровления. Открытие организаций на территории региона планируется с 28 мая 2021 года в соответствии с графиком. В летний период планируется охватить различными типами детских лагерей около 50000 детей.
В соответствии с санитарными правилами 15 загородных лагерей выбрали схему «закрытого» режима работы, 10 детских лагерей — без проживания персонала на территории лагеря, но с еженедельным тестированием на COVID. Кроме того, в полном объёме закуплены рециркуляторы, бесконтактные термометры, средства индивидуальной защиты, дезинфекционные средства как в школьных лагерях, так и в загородных оздоровительных лагерях.
Далее в рамках комиссии были обсуждены изменения в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части просветительской деятельности. Данные изменения вступают в силу 1 июня 2021 года.
Изменение включили в себя утверждение понятия просветительской деятельности, общие требования к ней, категории, которые могут осуществлять такую деятельность. Порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности, а также порядок проведения контроля за ней устанавливается Правительством Российской Федерации. Но в настоящее время такой порядок еще не утвержден.
Данный закон вызвал неоднозначные мнения среди общественников: с одной стороны, позитивно отмечены ограничения, которые вводятся на деятельность просветителей – появляется возможность избежать некомпетентных «специалистов»; с другой стороны, возникает дополнительная бюрократическая нагрузка – документальное подтверждение своего опыта, заключение договоров с организациями и пр.
Член Общественного совета при Министерстве просвещения и воспитания Владислав Сизов отметил, что данный закон выходит за рамки образования: согласно документу, теперь и учреждения культуры должны будут согласовывать свои просветительские мероприятия. Кроме того, Российская академия наук проголосовала против данного документа из-за бюрократической составляющей и дублирования иных законов.
Исходя из этого, председатель комиссии Андрей Корнилин призвал общественность в будущем участвовать в обсуждении программ, порядков и подзаконных актов, касающихся данного документа.